«Нормативные акты и комментарии для фармации», 2012, N 9
Вопрос: В письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.04.2012 N 19-6/3023271-2288, адресованном ПФ РФ и ФСС РФ, говорится о том, что аптечные организации, переведенные на уплату ЕНВД, применяют пониженные тарифы страховых взносов в 2012-2013 г.г. только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, которые на основании статьи 100 Закона N 323-ФЗ имеют право на занятие фармдеятельностью, подразумевая под этим только фармспециалистов, а к остальным работникам аптечной организации (бухгалтер, экономист, санитарка, уборщик и т.д.) пониженный тариф не применяется. ФСС заставляет пересчитать страховые взносы в отношении работников, не имеющих фармобразования. Правомерно ли это, ведь аптечная организация не может существовать без бухгалтерии и обслуживающего персонала.
Ответ: С 2012 года некоторым страхователям, применяющим специальные налоговые режимы, предоставлено право применять пониженный тариф страховых взносов в размере 20% (пункты 8, 10 части 1 статьи 58 Федерального закона РФ от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в ред. от 03.12.2011) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» — далее Закон). В частности, пониженный тариф страховых взносов в размере 20% могут применять плательщики страховых взносов — аптечные организации, уплачивающие ЕНВД (пункт 10 части 1 статьи 58 Закона 212-ФЗ) в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности. По нашему мнению, в этом пункте законодатель имел в виду предоставление льготного тарифа на все выплаты, связанные с фармацевтической деятельностью аптеки. Причем в рамках фармацевтической деятельности, которая лицензируется, аптека реализует изделия медназначения, ортопедические изделия, продукты лечебного, детского и диетического питания (пункт 7 статьи 55 Закона «Об обращении лекарственных средств»). В соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» аптека должна соблюдать лицензионные требования, в том числе правила отпуска лекарственных средств согласно Стандарту «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», утвержденному Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80 Согласно этому стандарту аптечные организации в своей работе должны руководствоваться определенными требованиями, установленными государственными стандартами, санитарными, противопожарными правилами и другими нормативными документами, правилами охраны труда и техники безопасности, должны вести оперативный и бухгалтерский учет товарно-материальных ценностей по установленным формам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Таким образом, и работа бухгалтера, и кладовщика и санитарок являются неотъемлемой частью фармацевтической деятельности аптечной организации. По нашему мнению, чиновники Минздравсоцразвития РФ, которым дано право в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.09.2009 N 731 давать разъяснения в целях единообразного применения Закона N 212-ФЗ, неправильно трактуют норму закона о выплатах и вознаграждениях, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности. Действительно, в соответствии с законодательством собственно фармацевтической деятельностью могут заниматься работники с высшим или средним фармацевтическим образованием, но ведь фармацевтическая деятельность это, формально, реализация только лекарственных препаратов, а как быть с изделиями медназначения, ортопедическими изделиями и др., которые могут продаваться в аптеках. Следовательно, если следовать логике Минздравсоцразвития РФ, необходимо рассчитать, какая часть зарплаты работника приходится на непосредственно фармацевтическую деятельность и с этой части платить взносы по льготному тарифу. Впрочем, в действиях чиновников Минздравсоцразвития РФ в отношении аптечных организаций, как правило, с логикой всегда проблемы. Официальных разъяснений по поводу начислений взносов с выплат, приходящихся только на фармацевтическую деятельность конкретных физических лиц, пока не появилось. В связи с появившимися разъяснениями Минздравсоцразвития РФ, содержащимися в письме от 13.04.2012 N 19-6/3023271-2288 и некоторых других частных ответах Минздравсоцразвития РФ аналогичного содержания, внебюджетные фонды будут настаивать на уплате страховых взносов согласно разъяснениям — то есть льготный тариф применять только к выплатам работникам аптеки с высшим или средним фармацевтическим образованием (провизорам и фармацевтам). Таким образом, если аптека будет применять льготный тариф к выплатам всех работников аптеки, то это, скорее всего, приведет претензиям со стороны чиновников внебюджетных фондов и соответствующему доначислению взносов, начислению пеней и штрафов.
Аудитор юридической
компании «Юнико-94»
И.Л.ТИТОВА
10.05.2012