ВОПРОС: Правомерно ли относить на себестоимость продукции маркетинговые услуги?
ОТВЕТ: Маркетинговыми являются услуги, обеспечивающие продвижение товара и услуг от производителя к потребителю, т.е. связанные со сбытом продукции. В соответствии с пунктом 2у Положения N 552 от 5.08.92 г. «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» (в ред. от 11.09.98 г.) относится на себестоимость продукции затраты, связанные со сбытом продукции. При этом в Положении отнесение на себестоимость продукции оплаты маркетинговых услуг прямо не предусмотрено. В письме Минфина РФ N 16-00-18 от 26.01.96 г. разъясняется, что при отнесении маркетинговых услуг на себестоимость продукции, в каждом конкретном случае необходимо исходить из экономического содержания услуги (определение временной взаимосвязи оказанной услуги с продвижением продукции на рынке сбыта от производителя к потребителю). Другими словами, для отнесения таких затрат на себестоимость, необходимы конкретные документы, подтверждающие, что по данному договору предприятие приобрело услуги по сбыту продукции. Согласно пункту 2и Положения о составе затрат N 552 оплата услуг по управлению организацией, осуществляемых сторонними организациями относится на себестоимость продукции, в тех случаях, когда штатным расписанием предприятия не предусмотрены те или иные функциональные службы. Если на предприятии есть отдел (иная функциональная служба) по маркетингу (изучению конъюнктуры рынка и т.п.), то оплата услуг по маркетингу, произведенных сторонними организациями, на себестоимость не относится. Кроме того, маркетинговые услуги не должны носить характер научно-исследовательской работы, поскольку согласно пункту 2г финансирование затрат, связанных с проведением научно-исследовательской работы, осуществляется за счет внебюджетных фондов финансирования НИОКР и в себестоимость продукции эти затраты не включаются. Ввиду возможности неоднозначной трактовки маркетинговых услуг, чтобы избежать споров с налоговыми органами, видимо лучше, избегать в договорах формулировок «маркетинговые услуги».
Аудитор юридической
фирмы «Юнико-94»
И.Л.МИЛУШИНА
05.1999