«Советник бухгалтера в здравоохранении», 2009, N 1
Вопрос: Медицинское учреждение осуществляет медицинскую деятельность по предоставлению страховым компаниям платных медицинских услуг. По состоянию на 30.05.2008 г. имеются пять страховых компаний, которые просят предоставить скидки в размере 15%, в связи с большим количеством пациентов (больше 3000). Просим Вас дать разъяснения какую сумму учитывать в доходах: 1. С учетом 15% скидки 2. Полную стоимость, без учета 15% скидки. Как правильно выставлять счет-фактуру, с 15% скидкой. Дополнительно просим разъяснить, как учитывать сумму скидки в налоговом учете, если в доходы берется полная стоимость медицинских услуг.
Ответ: Многие медицинские клиники и центры предоставляют своим клиентам (обычно постоянным) различные скидки на услуги. Скидки, предоставляемые продавцом, являются элементом маркетинговой политики организации и действенным средством привлечения и удержания покупателя. Хозяйственная практика демонстрирует примеры самых разнообразных видов скидок. Порядок учета (получения) скидок зависит от того, на какую дату скидка предоставлена (получена). Поэтому все скидки условно можно разделить: — на скидки, предоставляемые в момент отгрузки (передачи) товара (работ, услуг) (т.е. покупатель сразу платит меньшую сумму); — скидки, предоставляемые после отгрузки (передачи) товара (работ, услуг) (т.е. поставщик либо возвращает покупателю часть денег (если на момент предоставления скидки товар был оплачен), либо уменьшает его задолженность (если покупатель не оплатил товар на момент предоставления скидки)). В рассматриваемом случае скидка предоставляется до момента реализации и является способом установления цены услуги до момента ее оказания. Скидки, предоставленные до реализации товара (работы, услуги), не отражается в бухгалтерском учете. В бухгалтерском учете выручка от реализации отражается исходя из уменьшенной цены услуги. Это прямо предусмотрено пунктом 6.5. Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. N 32н) — величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок). Для целей налогообложения доход определяется в сумме, установленной условиями договора (то есть с учетом скидок). Этот порядок основан на положениях пункта 2 статьи 249 НК РФ. Скидки, предоставленные до реализации товара (работы, услуги), не отражаются в налоговом учете. Продавец учитывает выручку исходя из уменьшенной цены товаров (работ, услуг). В составе расходов продавца (доходов покупателя) такие скидки не учитываются (см. Письмо Минфина РФ от 02.05.2006 г. N 03-03-04/1/411). В целях исчисления НДС сумма выручки определяется с учетом скидки (пункт 1 статьи 154, пункт 4 статьи 166 НК РФ). Таким образом, если скидка предоставляется в момент оказания услуги, то — во всех первичных документах: актах, счетах-фактурах стоимость услуги указывается с учетом скидки; — НДС начисляется на уменьшенную на величину скидки стоимость услуги; — доход (выручка от реализации) и в бухгалтерском и в налоговом учете отражается с учетом скидки по уменьшенным ценам; — скидка, предоставленная в момент реализации, в бухгалтерском и налоговом учете самостоятельно не учитывается, а уменьшает доход от реализации. Необходимо учитывать, что в целях соблюдения отдельных положений налогового законодательства скидки должны предоставляться с таким расчетом, чтобы фактически использованные в расчетах с покупателями цены не отличались бы более чем на 20% от цен, обычно применяемых организацией. Использование в расчетах с покупателями цен, отличающихся более чем на 20% от цен, обычно применяемых организацией дает налоговым органам право проанализировать соответствие фактически использованных цен сложившимся в соответствующем регионе рыночным ценам с возможными последствиями, а именно перерасчетом налоговых обязательств организации в большую сторону (статья 40 НК РФ). Однако прежде чем сравнивать цены, налоговики согласно пункту 3 статьи 40 НК РФ обязаны учесть все надбавки и скидки, вызванные, например сезонными или иными колебаниями потребительского спроса или маркетинговой политикой. Таким образом, оказание услуг по ценам ниже рыночных может быть признано обоснованным, если исполнитель предоставил скидку по любому из вышеуказанных оснований. При определении рыночной цены также учитываются сроки исполнения обязательств, условия платежей и иные разумные условия, которые могут на нее повлиять (пункт 9 статьи 40 НК РФ). Минфин России в Письме от 18.07.2005 г. N 03-02-07/1-190 указал, что для обоснования применения обычных скидок, перечисленных в пункте 3 статьи 40 НК РФ, организация вправе предъявить любой документ, обосновывающий применение этих скидок при определении рыночной цены товара, работы или услуги. К числу таких документов может относиться маркетинговая политика организации. Поэтому, имея разработанную методику предоставления скидок, закрепленную во внутреннем документе, организация может применить обусловленные маркетинговой политикой и иными разумными условиями скидки, в том числе размером более чем 20%. Документальное оформление.
Еще раз обращаем внимание на условия, при соблюдении которых скидка (премия, бонус) может предоставляться (выплачиваться) при минимальных налоговых рисках: — общий подход к порядку предоставления скидок должен быть предусмотрен в маркетинговой политике предприятия; — скидка (премия, бонус) должна быть предусмотрена договором, в котором четко сформулированы порядок и условия ее предоставления; — чтобы получить скидку (премию, бонус), покупатель должен выполнить установленные сделкой условия, необходимые для получения скидки (премии, бонуса); — в подтверждение выполнения покупателем условий сторонам необходимо составить соответствующие документы. Рекомендуем предусмотреть перечень документов и порядок их оформления в договоре с покупателем.
Аудитор юридической
компании «Юнико-94»
Л.П.ПОЛЕВАЯ
31.10.2008