«Аптечный бизнес», 2010, N 10
СНИЖЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ РОЗНИЦЫ ПОСЛЕ ИЗМЕНЕНИЯ РЕЖИМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
По словам исполнительного директора некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» Елены Неволиной, с ценами на препараты из списка ЖНВЛС у аптек никаких проблем не было. Да, к первому апреля пришлось сделать переоценку за свой счет, предприятия понесли убытки — но и все. В целом аптечная наценка на данные препараты регулировалась государством еще с 1992 года. А вот настоящим нововведением (правда, есть информация, что эта норма должна была начать действовать еще в 1999 г.) стало указание регистрировать цену производителей. Если раньше аптеки добавляли свою наценку к свободной цене производителя, то теперь они добавляют ее к фиксированной цифре, зарегистрированной в установленном порядке. В целом, на данном изменении аптеки потеряли около 2% своего дохода. С 1 сентября многие аспекты работы аптек, которые ранее определялись на нормативно-правовом уровне, начали регулироваться законодательно. Эти изменения коснулись, например, вопросов хранения. Госпожа Неволина так описала сложившуюся ситуацию: «Данная норма была отдана на прояснение в Минздравсоцразвития. В результате, появились новые требования, требующие дополнительных затрат. Например, травы аптека должна хранить в изолированном помещении, то же относится и к изготавливаемым настойкам. Но аренда помещений потребует дополнительных затрат, а значит, увеличатся и общие издержки аптек». Что же касается льгот для аптек, то они предоставлялись лишь на период кризиса (видимо, с точки зрения правительства он уже закончился). В течение 2 лет аптеки, в отличие от всех остальных структур, могли платить единый налог на вмененный доход (ЕНВД). С 1 января 2011 года этого права у аптек не будет. Госпожа Неволина подчеркнула, что количество льгот для аптек уменьшается одновременно с увеличением количества социальных функций, налагаемых на аптечные предприятия постановлениями Правительства и решениями Минздрава. В качестве примера (рис. 1) Елена Неволина привела расчет налогообложения для аптеки, избавленной от необходимости платить НДС, налог на имущество и налог на прибыль. Фиксированная сумма налога рассчитывалась бы, исходя из площади помещения, занимаемого аптекой. Однако с 2011 года такой возможности у аптечных предприятий не будет. Самым чувствительным же для компаний, по словам госпожи Неволиной, будет существенное увеличение суммы платежей с фонда оплаты труда. При едином налоге на вмененный доход данная цифра составляла 14%, теперь она увеличится до 34%. Учитывая, что в большинстве аптек фонд оплаты труда составляет 50%, а то и 65%, потеря средств будет значительной. Если сравнить аптеки с компаниями, уже работающими по общей системе налогообложения, то для них данный переход будет куда менее болезненным. При изменении ставки с 26% на 34% разница составит менее 10%, а не 20. Необходимо также учесть, что аптеки Минздравом отнесены к учреждениям здравоохранения, и все социальные функции (например, введение скидок по социальным картам) ими осуществляются за счет самого юридического лица.
Сейчас С 2011 г. База начисления
Отмена ЕНВД для аптечных организаций численностью > 100 человек и сетей, имеющих в уставном капитале более 25% юр. лиц
НДС 0% 11% От выручки от (средняя ставка) реализации Налог на 0% 2,2% От остаточной имущество стоимости ОС Налог на прибыль 0% 20% От NOPLAT ЕНВД Фиксированная - % от вмененного дохода сумма с аптеки с 1 кв. м. площади
Увеличение ставок налогов с фонда оплаты труда
Для компаний, (14%) (34%) ФОТ применявших ЕНВД
Для компаний, 26% 34% ФОТ применявших ОСН
Рис. 1. Изменение ставок налогообложения аптечных предприятий в 2011 г.
«При этом, — продолжила госпожа Неволина, — сейчас у нас неожиданно появляются какие-то льготы по уплате единых страховых взносов. Правда, эти льготы предназначены для «организаций, работающих в области информационных технологий, а также для СМИ, хозяйственных, научных и образовательных организаций». Рентабельность аптек, по словам Елены Неволиной, на сегодняшний день составляет 3%. В нынешнем году эта цифра даже несколько увеличилась за счет увеличения товарооборота по сравнению с прошлым годом. Но переход аптек с единого налога на вмененный доход на общую систему налогообложения, который запланирован на 2011 год, уменьшит рентабельность аптечных предприятий на 4%, и многие аптеки перейдут в разряд убыточных. И тут возникает раздолье для недобросовестной конкуренции (рис. 2). Дело в том, что малым и средним аптечным организациям с числом сотрудников менее 100 человек остается право использования льготного налогообложения. Обратимся к постановлению 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства», в нем четко определено, что фактическая отпускная цена производителя — это цена без налога на добавленную стоимость. В этом случае цена препаратов, продаваемых теми предприятиями, которые останутся на упрощенной системе или на едином налоге на вмененный доход, для конечного потребителя будет ниже на 2%. Формирование цены на сегодняшний день отдано на откуп регионам, и цены определяет территориальная служба по тарифам. И в некоторых районах было принято решение не использовать понятие фактической отпускной цены из 654 постановления, а брать вместо него указание письма Минфина, разъясняющее порядок ценообразования при льготных системах налогообложения. В такой ситуации малое предприятие получит наценку на 10% выше, чем те предприятия, которые перейдут на основную систему налогообложения.
Максимальная отпускная оптовая цена, Максимальная отпускная розничная руб. цена, руб. Режим Факти- предель- Оптовая НДС 10% Оптовая предель- Макси- НДС 10% Макси- налого- ческая ный отпускная отпускная ный мальная мальная обложения отпускная размер цена цена размер розничная рознич- организаций цена (без оптовой без НДС с НДС розничной цена не ная розничной НДС), надбавки надбавки облагае- цена, торговли руб. 14,5% 25% мая НДС с НДС 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 гр. 2 x гр. 2 + гр. 4 x гр. 4 + гр. 2 x гр. 6 + Разница 0,145 гр. 3 0,1 гр. 5 0,25 гр. 7 2% ЕНВД, УСН 100,00 14,50 114.50 11,45 125,95 25,00 150,95 ~ 150,95
гр. 2 x гр. 2 + гр. 4 x гр. 4 гр. 2 x гр. 6 + 0,145 гр. 3 0,1 0,25 гр 7 ЕНВД, УСН Разница (с НДС 10%) 10% 110,00 15,95 125,95 12,595 125,95 27,50 153,45 ~ 153,45
гр. 2 x гр. 2 + гр. 4 x гр. 4 + гр. 2 x гр. 6 + гр. 8 x гр. 8 + 0,145 гр. 3 0,1 гр. 5 0,25 гр. 7 0,1 гр. 9 Общая 100,00 14,50 114,50 11,45 125,95 25,00 139,50 13,95 153,45
система налого- обложения
Федеральный закон «О защите конкуренции» N 135-ФЗ: 8) дискриминационные условия — условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (Ст. 4).; 2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар (Ст. 16).
Рис. 2. Малые предприятия оказываются в заведомо более выигрышных условиях по сравнению с теми аптеками, которые перейдут на общую систему налогообложения
После 1 апреля было проведено множество проверок, но все выявленные ими нарушения были сконцентрированы либо в небольших аптеках, либо в аптеках, расположенных на периферии, в удаленных регионах нашей страны. В крупных же аптечных сетях нарушений выявлено не было, тем не менее, законодательство поддерживает малый бизнес и оставляет в стороне крупные компании, которые способны взять на себя множество социальных функций. На сегодняшний день, по словам госпожи Неволиной, есть смысл выступить с предложением сохранить возможность применения льготного налогового режима для всех аптечных организаций, независимо от их размера, численности и участия юридических лиц. Также «Аптечная гильдия» выступила с предложением предоставить аптечным предприятиям льготы по страховым взносам. По мнению Елены Неволиной, аптеки имеют на это полное право, так как аптечный бизнес является социально ответственным. К сожалению, до сегодняшнего дня ни на одно из писем, направленных в различные государственные структуры, не было получено ответа, за исключением разъяснений, что «предусмотренная налоговая политика на 2011, 2012, 2013 годы не предусматривает расширение сферы применения единого налога».
Материал подготовила
А.ЛОЗОВСКАЯ