Recipe.Ru

Статья. «Снижение эффективности фармацевтической розницы после изменения режима налогообложения» (А.Лозовская) («Аптечный бизнес», 2010, N 10)

«Аптечный бизнес», 2010, N 10

СНИЖЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ РОЗНИЦЫ ПОСЛЕ ИЗМЕНЕНИЯ РЕЖИМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

По словам исполнительного директора некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» Елены Неволиной, с ценами на препараты из списка ЖНВЛС у аптек никаких проблем не было. Да, к первому апреля пришлось сделать переоценку за свой счет, предприятия понесли убытки — но и все. В целом аптечная наценка на данные препараты регулировалась государством еще с 1992 года. А вот настоящим нововведением (правда, есть информация, что эта норма должна была начать действовать еще в 1999 г.) стало указание регистрировать цену производителей. Если раньше аптеки добавляли свою наценку к свободной цене производителя, то теперь они добавляют ее к фиксированной цифре, зарегистрированной в установленном порядке. В целом, на данном изменении аптеки потеряли около 2% своего дохода. С 1 сентября многие аспекты работы аптек, которые ранее определялись на нормативно-правовом уровне, начали регулироваться законодательно. Эти изменения коснулись, например, вопросов хранения. Госпожа Неволина так описала сложившуюся ситуацию: «Данная норма была отдана на прояснение в Минздравсоцразвития. В результате, появились новые требования, требующие дополнительных затрат. Например, травы аптека должна хранить в изолированном помещении, то же относится и к изготавливаемым настойкам. Но аренда помещений потребует дополнительных затрат, а значит, увеличатся и общие издержки аптек». Что же касается льгот для аптек, то они предоставлялись лишь на период кризиса (видимо, с точки зрения правительства он уже закончился). В течение 2 лет аптеки, в отличие от всех остальных структур, могли платить единый налог на вмененный доход (ЕНВД). С 1 января 2011 года этого права у аптек не будет. Госпожа Неволина подчеркнула, что количество льгот для аптек уменьшается одновременно с увеличением количества социальных функций, налагаемых на аптечные предприятия постановлениями Правительства и решениями Минздрава. В качестве примера (рис. 1) Елена Неволина привела расчет налогообложения для аптеки, избавленной от необходимости платить НДС, налог на имущество и налог на прибыль. Фиксированная сумма налога рассчитывалась бы, исходя из площади помещения, занимаемого аптекой. Однако с 2011 года такой возможности у аптечных предприятий не будет. Самым чувствительным же для компаний, по словам госпожи Неволиной, будет существенное увеличение суммы платежей с фонда оплаты труда. При едином налоге на вмененный доход данная цифра составляла 14%, теперь она увеличится до 34%. Учитывая, что в большинстве аптек фонд оплаты труда составляет 50%, а то и 65%, потеря средств будет значительной. Если сравнить аптеки с компаниями, уже работающими по общей системе налогообложения, то для них данный переход будет куда менее болезненным. При изменении ставки с 26% на 34% разница составит менее 10%, а не 20. Необходимо также учесть, что аптеки Минздравом отнесены к учреждениям здравоохранения, и все социальные функции (например, введение скидок по социальным картам) ими осуществляются за счет самого юридического лица.

Сейчас С 2011 г. База начисления

Отмена ЕНВД для аптечных организаций численностью > 100 человек и сетей, имеющих в уставном капитале более 25% юр. лиц

  НДС                    0%               11%        От выручки от                                              (средняя ставка) реализации                                                                                           Налог на               0%               2,2%       От остаточной            имущество                                          стоимости ОС                                                                                         Налог на прибыль       0%               20%        От NOPLAT                                                                                            ЕНВД              Фиксированная          -         % от вмененного дохода                     сумма с аптеки                   с 1 кв. м. площади      

Увеличение ставок налогов с фонда оплаты труда

Для компаний, (14%) (34%) ФОТ применявших ЕНВД

Для компаний, 26% 34% ФОТ применявших ОСН

Рис. 1. Изменение ставок налогообложения аптечных предприятий в 2011 г.

«При этом, — продолжила госпожа Неволина, — сейчас у нас неожиданно появляются какие-то льготы по уплате единых страховых взносов. Правда, эти льготы предназначены для «организаций, работающих в области информационных технологий, а также для СМИ, хозяйственных, научных и образовательных организаций». Рентабельность аптек, по словам Елены Неволиной, на сегодняшний день составляет 3%. В нынешнем году эта цифра даже несколько увеличилась за счет увеличения товарооборота по сравнению с прошлым годом. Но переход аптек с единого налога на вмененный доход на общую систему налогообложения, который запланирован на 2011 год, уменьшит рентабельность аптечных предприятий на 4%, и многие аптеки перейдут в разряд убыточных. И тут возникает раздолье для недобросовестной конкуренции (рис. 2). Дело в том, что малым и средним аптечным организациям с числом сотрудников менее 100 человек остается право использования льготного налогообложения. Обратимся к постановлению 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства», в нем четко определено, что фактическая отпускная цена производителя — это цена без налога на добавленную стоимость. В этом случае цена препаратов, продаваемых теми предприятиями, которые останутся на упрощенной системе или на едином налоге на вмененный доход, для конечного потребителя будет ниже на 2%. Формирование цены на сегодняшний день отдано на откуп регионам, и цены определяет территориальная служба по тарифам. И в некоторых районах было принято решение не использовать понятие фактической отпускной цены из 654 постановления, а брать вместо него указание письма Минфина, разъясняющее порядок ценообразования при льготных системах налогообложения. В такой ситуации малое предприятие получит наценку на 10% выше, чем те предприятия, которые перейдут на основную систему налогообложения.

                        Максимальная отпускная оптовая цена,  Максимальная отпускная розничная                                           руб.                             цена, руб.                                                                                                                 Режим       Факти-    предель-  Оптовая  НДС 10%  Оптовая  предель-  Макси-    НДС 10% Макси-    налого-     ческая    ный      отпускная         отпускная ный       мальная           мальная   обложения   отпускная размер     цена              цена    размер    розничная         рознич-   организаций цена (без оптовой   без НДС            с НДС   розничной цена не           ная       розничной   НДС),     надбавки                             надбавки  облагае-          цена,     торговли    руб.      14,5%                                25%       мая НДС           с НДС                                                                                                            1         2        3         4        5        6         7         8        9      10                                                                                                                             гр. 2 x  гр. 2 +   гр. 4 x гр. 4 +   гр. 2 x   гр. 6 +           Разница                         0,145    гр. 3     0,1     гр. 5     0,25      гр. 7             2%                                                                                                         ЕНВД, УСН      100,00    14,50    114.50   11,45    125,95     25,00    150,95    ~     150,95  
                        гр. 2 x  гр. 2 +   гр. 4 x гр. 4     гр. 2 x   гр. 6 +                                           0,145    гр. 3     0,1               0,25      гр 7                                                                                                                         ЕНВД, УСН                                                  Разница                               (с НДС 10%)                                                10%                                                  110,00    15,95    125,95  12,595    125,95     27,50    153,45    ~     153,45  
                        гр. 2 x  гр. 2 +   гр. 4 x гр. 4 +   гр. 2 x   гр. 6 +   гр. 8 x гр. 8 +                         0,145    гр. 3     0,1     гр. 5     0,25      гр. 7     0,1     гр. 9                                                                                                      Общая          100,00    14,50    114,50   11,45    125,95     25,00    139,50   13,95  153,45  

система налого- обложения

Федеральный закон «О защите конкуренции» N 135-ФЗ: 8) дискриминационные условия — условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (Ст. 4).; 2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар (Ст. 16).

Рис. 2. Малые предприятия оказываются в заведомо более выигрышных условиях по сравнению с теми аптеками, которые перейдут на общую систему налогообложения

После 1 апреля было проведено множество проверок, но все выявленные ими нарушения были сконцентрированы либо в небольших аптеках, либо в аптеках, расположенных на периферии, в удаленных регионах нашей страны. В крупных же аптечных сетях нарушений выявлено не было, тем не менее, законодательство поддерживает малый бизнес и оставляет в стороне крупные компании, которые способны взять на себя множество социальных функций. На сегодняшний день, по словам госпожи Неволиной, есть смысл выступить с предложением сохранить возможность применения льготного налогового режима для всех аптечных организаций, независимо от их размера, численности и участия юридических лиц. Также «Аптечная гильдия» выступила с предложением предоставить аптечным предприятиям льготы по страховым взносам. По мнению Елены Неволиной, аптеки имеют на это полное право, так как аптечный бизнес является социально ответственным. К сожалению, до сегодняшнего дня ни на одно из писем, направленных в различные государственные структуры, не было получено ответа, за исключением разъяснений, что «предусмотренная налоговая политика на 2011, 2012, 2013 годы не предусматривает расширение сферы применения единого налога».

Материал подготовила
А.ЛОЗОВСКАЯ


Exit mobile version