«Фармацевтический вестник», 2010, N 40
РОЗНИЦА НАЛЯЖЕТ НА НАЛОГ
ОПЕРАТОРЫ ФАРМРОЗНИЦЫ ХОТЯТ ПРОДЛИТЬ ДЛЯ СЕБЯ ЛЬГОТНЫЙ РЕЖИМ ЕНВД
Переход на общие правила ЕНВД с 1 января будущего года серьезно пугает игроков аптечной розницы. Отмена льготного налогообложения вкупе с ужесточившимся госрегулированием цен на ЖНВЛП обернется для аптечных сетей с численностью персонала более 100 человек серьезным ухудшением экономического положения. Отраслевые лоббисты пытаются отбить угрозу. В середине декабря НП «Аптечная гильдия» проведет встречу с депутатами Госдумы, а также готово добиться внимания президента Дмитрия Медведева к проблеме.
С 1 января будущего года аптечные организации переходят на общую систему налогообложения. Закон N 155 от 22.07.2008 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» с 1 января 2009 г. вводил новые нормы налогообложения для ряда предприятий. В частности, предприятия не могли применять льготный единый налог на вмененный доход (ЕНВД), если их среднегодовая списочная численность составляет 100 и более человек. Однако в конце ноября 2008 г. был утвержден законопроект, который предусматривал отсрочку на два года положений п. 2.2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ, предусматривающих ограничение на перевод организаций и индивидуальных предпринимателей на уплату ЕНВД для аптечных организаций. Кроме того, с 1 января 2010 г. на территории РФ вместо уплаты единого социального налога введен новый порядок уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС РФ, Федеральный ФОМС и ТФОМС. При этом с 1 января 2011 г. общий тариф страхового взноса будет составлять 34%. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕНВД, в 2010 г. уплачивают страховые взносы лишь в Пенсионный фонд в размере 14%, однако с 2011 г. они становятся плательщиками страховых взносов во все государственные внебюджетные фонды. Участники рынка обращаются в различные ведомства с просьбой сохранения налогового режима для аптечных предприятий. Так, последнее обращение НП «Аптечная гильдия» было адресовано руководителю ФАС Игорю Артемьеву. Кроме того, в середине декабря по инициативе ассоциации состоится «круглый стол» в Госдуме, на котором будет обсуждаться проблема сохранения льготного режима ЕНВД. Исполнительный директор НП «Аптечная гильдия» Елена Неволина подчеркнула: если обращения к законодателям и регуляторам не помогут, ассоциация намерена обратиться с открытым обращением к президенту Дмитрию Медведеву. Как отмечает г-жа Неволина, основная проблема в данном случае заключается в том, что госрегулирование цен на ЖНВЛП при применении разных режимов налогообложения создает проблему разных иен для потребителя на один и тот же товар. Правила формирования цены для потребителя устанавливаются, как известно, регионами. По данным г-жи Неволиной, в ряде регионов игнорируют п. 28 информационного письма Росздравнадзора и ФСТ России N 01И-52/10 от 28.01.2010 и N СН-466/7 от 29.01.2010 и письма Минфина N 03-11-06/3/227 от 03.09.2009 «О порядке формирования розничной цены при применении ЕНВД» и дают указание о формировании цены в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 654 от 08.08.2009, в котором приведено определение фактической отпускной цены. «В этом случае за основу принимается фактическая отпускная цена без НДС и сформированная цена предприятия, использующего ЕНВД, получается на 2% ниже, чем у предприятия, применяющего общую систему налогообложения (ОСН)», — поясняет она. Указывает Елена Неволина на то, что при формировании цены в соответствии с письмом Минфина N 03-11-06/3/227 от 03.09.2009 «О порядке формирования розничной цены при применении ЕНВД» и письмом РЗН и ФСТ N 01И-52/10 от 28.01.2010 и N СН-466/7 от 29.01.2010 предприятия, применяющие ЕНВД, получают наценку в сумме на 10% выше той, которая получается у предприятий с ОСН, т.к. за основу для расчета конечной цены используется фактическая цена предприятия с НДС. «Таким образом, получается, что малые и средние предприятия с численностью персонала до 100 человек имеют неравные конкурентные преимущества (в виде льготного режима налогообложения ЕНВД/УСН, большую сумму наценки на весь регулируемый Перечень ЖНВЛС и отсрочку на два года по переходу с единого налога на вмененный доход на страховые взносы в размере 34%) с более крупными компаниями. При этом условия госрегулирования фармацевтического розничного сектора у нас в стране действуют одинаковые. Такая дискриминация приведет к стагнации развития и ухудшению физической доступности населению полноценной лекарственной помощи», — полагает г-жа Неволина. Соглашается с ней и президент Самарской областной фармассоциации, генеральный директор ООО «Аптека 245» Лариса Янкина: «В условиях государственного регулирования цен на ЖНВЛС переход на общую систему налогообложения приведет к резкому увеличению налогового бремени и ухудшению экономического положения крупных аптечных предприятий». Руководитель Нижегородской ассоциации фармацевтов Светлана Кононова также предлагает сохранить возможность применения ЕНВД и продлить для них действие льгот по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды: «Если этого не случится, то аптечным сетям с численностью более 100 человек придется делиться на более мелкие юридические структуры». По мнению Ларисы Янкиной, особенно тяжелым бременем окажется применение данной нормы закона для предприятий, которые, исходя из среднесписочной численности работников от 101 до 250 человек, относятся к средним предприятиям, а их выручка от реализации товаров не превышает 400 млн. руб., т.е. находится на уровне малых предприятий. Таким предприятиям придется с января 2011 г. платить налоги на тех же условиях, что и представителям крупного бизнеса.
О.КОНСТАНДОГЛО
И.ПЕТРУХИНА
Подписано в печать
14.12.2010