«Фармацевтический вестник», 2008, N 29
РАБОЧУЮ ВЕРСИЮ ПРИЗНАЛИ НЕРАБОТОСПОСОБНОЙ. МИНФИН РАСКРИТИКОВАЛ ПУНКТЫ ПРОЕКТА МИНПРОМТОРГА ПО РАЗВИТИЮ ФАРМПРОМА
«ФВ» удалось ознакомиться с отзывом Министерства финансов России о рабочей версии Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации до 2020 г., которая была подготовлена Минпромторгом («ФВ» сообщал об этом в N 26 от 26 августа 2008 г.). Как заключили эксперты ведомства, все предложения Минпромторга по установлению налоговых преференций для фармацевтических предприятий в общем и целом противоречат Налоговому кодексу, предусматривающему всеобщность, равенство и недискриминационный характер налогообложения, а также идут вразрез с политикой сокращения налоговых льгот и исключений из общего режима. А в той части, которая касается предложений по налогу на прибыль, Минфин, помимо прочего, указывает на отсутствие их экономического обоснования и несистемность, из-за чего оценка целесообразности их внедрения, по мнению ведомства, становится невозможной. Участники рынка отмечают, что аргументы Минфина выглядят весомо.
В Стратегии развития фармацевтической промышленности до 2020 г., подготовленной Минпромторгом, прописаны меры по поддержке локальных производителей фармсубстанций и готовых лекарственных форм (ГЛФ) через создание преференций, в т.ч. и налоговых. Минпромторг предлагал распространить льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу, установленные в Налоговом кодексе РФ для производителей ветеринарных препаратов, на предприятия, выпускающие фармпродукцию; ввести 18% НДС для импортируемых субстанций и ГЛФ; освободить отечественных производителей от НДС; ввести оплату НДС по факту оплаты отгруженных ЛС, отнести расходы всех этапов создания инновационных субстанций (НИР, НИОКР, патентная защита) на себестоимость продукции предприятий-производителей; увеличить амортизационную премию для фармпроизводителей субстанций до 30% от стоимости вводимых основных фондов. Кроме того, авторы проекта предлагали вернуть в Налоговый кодекс норму, освобождающую от налога до 50% прибыли, направленной на техническое перевооружение предприятия. В экспертном заключении Минфина все предложения Минпромторга по снижению налогового бремени для отечественных фармпроизводителей подвергнуты резкой критике. Так, отклонено предложение распространить льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу, установленные в Налоговом кодексе РФ для производителей ветеринарных препаратов, на предприятия, выпускающие фармпродукцию. Дело в том, что налог на имущество организаций является региональным, а земельный — местным. Они в значительной степени формируют доходную базу региональных и местных бюджетов. А согласно принципам разграничения полномочий между органами власти субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями и федеральным Центром, а также принципу самостоятельности бюджетов, каждый уровень власти вправе распоряжаться своими доходами самостоятельно. Поэтому вмешательство в процесс формирования доходной части региональных и местных бюджетов должно быть сведено к минимуму. Таким образом, заключают эксперты Минфина, решения о предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков если и могут быть приняты, то только законодательными органами субъектов Федерации и представительными органами муниципальных образований. Следующий блок предложений Минпромторга, касающийся НДС, столь же резко раскритикован. Ставку для ГЛС, ввозимых на территорию РФ, предполагалось повысить с 10 до 18%. В Минфине указали на то, что принятие этого положения не только противоречит п. 5 ст. 164 Налогового кодекса об одинаковых ставках при ввозе товаров на таможенную территорию и при их реализации на территории РФ, но и является дискриминационным по отношению к зарубежным производителям. Освобождение фармпроизводителей от налога на добавленную стоимость тем более невозможно, поскольку создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов другими налогоплательщиками. Минфин также протестует против переноса момента определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость на день оплаты отгруженных ЛС. Сейчас моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат — либо день отгрузки, либо день оплаты в счет предстоящих поставок товаров. А налоговые вычеты НДС производятся без фактической оплаты этого налога по приобретаемым товарам. Таким образом, установлены равные условия в отношении уплаты и возмещения НДС. «Принятие предложения об изменении указанного порядка определения момента установления налоговой базы по налогу на добавленную стоимость и установление для налогоплательщиков, реализующих ЛС, обязанности начислять этот налог по мере поступления оплаты от покупателей ЛС приведет к нарушению целостности системы налога на добавленную стоимость, поскольку налог по товарам (работам, услугам), приобретенным этими налогоплательщиками, будет приниматься к вычету независимо от его оплаты поставщикам», — говорится в документе. В Минфине полагают, что действующее законодательство о налогах и сборах и так содержит значительное количество системных положений, стимулирующих развитие инновационной деятельности, ведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ всеми налогоплательщиками. Например, с 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон N 195-ФЗ от 19.07.2007 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности», внесены соответствующие поправки в главу 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса, которая предусматривает «сбалансированное регулирование амортизационной политики». Предложение, касающееся введения инвестиционной льготы по налогу на прибыль организаций, также отклонено. Дело в том, что одним из основополагающих направлений концепции главы 25 «Налог на прибыль организаций» кодекса при реформировании налогообложения прибыли является резкое снижение размера ставки налога на прибыль для всех налогоплательщиков-организаций (с 35 до 24%) с одновременной отменой всех ранее действовавших льгот. «Кроме того, принимая во внимание отсутствие экономического обоснования предложений, предусмотренных Стратегией, и их несистемность, что лишает возможности произвести оценку целесообразности их внедрения, полагаем необходимым исключить из Стратегии все предложения, касающиеся налога на прибыль организаций», — резюмируют эксперты Минфина. У экспертов способность Минфина поставить крест на некоторых инициативах Минпромторга, прописанных в Стратегии, сомнений не вызывает. «Я думаю, что Минфину удастся отстоять свои поправки. Аргументация у министерства достаточно весомая. Президент Дмитрий Медведев обещал, например, до выборов снизить НДС, но Минфину удается даже этот очевидный вопрос не решить положительно. Поэтому я полагаю, что с Минпромторгом Минфин точно справится», — говорит генеральный директор DSM Group Александр Кузин. В иностранных фармкомпаниях довольны скорым и критичным ответом Минфина. «Мы полностью поддерживаем инициативы, направленные на развитие на рынке честной конкуренции, исключающей искусственное расширение возможностей одних компаний за счет других», — говорит глава представительства компании Pfizer в России Режис Ломм. В Ассоциации российских фармпроизводителей, также принимавшей участие в разработке текста Стратегии, считают, что отзыв Минфина повлечет внесение определенных корректировок в документ, после которых принятие документа все равно будет одобрено. «Замечания Минфина РФ в значительной степени вызваны недостаточно подробным изложением предложений разработчиков Стратегии, т.е. полученные комментарии от Минфина не столько «против» предложений Стратегии, сколько «за» уточнение и детализацию этих предложений. В ходе обсуждения предложений и замечаний будут сформулированы возможные и необходимые компромиссы, — рассуждает генеральный директор ассоциации Виктор Дмитриев. — Из всех замечаний Минфина наиболее значимым с точки зрения достижения целей Стратегии являются замечания по налогообложению расходов на НИОКР. Но мы хотим обратить внимание на то, что действующие в настоящий момент нормы налогового регулирования фармацевтических НИОКР фактически запретительны по отношению к разработке новых лекарственных средств и требуют корректировки». Он добавляет, что принятие всех остальных замечаний Минфина, безусловно, также влияет на достижение целей стратегии. «Однако принятие их только затруднит, но не сделает невозможным перевод отрасли на инновационный путь развития», — уверен г-н Дмитриев. Представители отечественных компаний, опрошенные «ФВ», считают, что у Минпромторга еще будет возможность вступить в полемику с Минфином по рассмотренным пунктам Стратегии. «Разумеется, Минпромторг с оценкой Минфина не согласится, — говорит руководитель одной из отечественных компаний-разработчиков ЛС. — Нас отзыв Минфина, конечно, не радует, но ничего трагичного в этом нет. Предстоят многочисленные согласования на различных комиссиях и в более высоких инстанциях, где у Минпромторга будет возможность доказать необоснованность критики». В самом Минпромторге «ФВ» заявили, что отзыв Минфина еще не получили.
М.САВЧЕНКОВА
Подписано в печать
23.09.2008