«Фармацевтическое обозрение», 2002, N 1
«ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ»
МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Первую половину января нового года Министерство РФ по налогам и сборам работало в режиме «горячей линии»: по телефону давались разъяснения фармпредприятиям, региональным органам управления фармацевтической деятельностью, органам исполнительной власти субъектов РФ по вопросу исчисления и уплаты НДС. 17 января в Министерстве здравоохранения состоялось совещание, посвященное положению дел на фармацевтическом рынке в связи с введением НДС и ростом цен на лекарства. Официальная позиция МНС была озвучена главным государственным налоговым инспектором МНС И.Е.Муравьевой. В своем выступлении, выдержки из которого мы сегодня публикуем, она рассказала о проблемах, возникших с введением НДС на ЛС и ИМН.
28 декабря 2001 г. Президент России подписал закон о внесении дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса РФ. В соответствии с этим законом введена ставка НДС на лекарственные средства в размере 10%. Данный закон вступает в силу в течение одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее первого числа очередного налогового периода по НДС (то есть либо с 1 февраля для тех организаций, которые платят НДС ежемесячно, либо с 1 апреля для тех, кто платит ежеквартально). При этом действие закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г. В этой связи реализация ЛС и ИМН с 1 января должна осуществляться с учетом ставки налога на добавленную стоимость.
Налоговая база по НДС
Согласно Налоговому кодексу, налоговая база по НДС определяется от стоимости реализуемых товаров без учета НДС. В стоимость ЛС, которые реализуются через аптеки, заложена закупочная цена и торговая надбавка. С их суммы взимается налог в размере 10%. На сегодняшний день определение налоговой базы для исчисления НДС и применения ставки налога, который предъявляется покупателю, происходит следующим образом. Определяется цена реализации товара без учета НДС, и конечная цена увеличивается на ставку налога на добавленную стоимость. Такая система наблюдается и в оптовом, и в розничном звене. Учитывая, что торговая наценка является регулируемой, налоговая база по НДС начиная с 1 января должна определяться с учетом 10%-ной ставки НДС на конечную цену (включая оптовую и розничную торговые надбавки). Всем налогоплательщикам следует перечислять сумму налога в бюджет в виде разницы между начисленной и предъявленной к зачету суммой налога. Тем, у кого выручка от реализации в январе будет выше 1 млн. рублей, принести декларацию и заплатить налог в бюджет нужно будет до 20 февраля. Поэтому до 20 февраля Правительству необходимо принять какие-то меры по тому, каким же образом обсчитывается налоговая база и что принимается к зачету. Министерство по налогам и сборам готово выпустить разъяснения о применении единого принципа исчисления НДС, в том числе и на ту сферу, в которой регулируются торговые наценки. Но вопрос о том, будет ли этот факт рассматриваться как переоценка, выходит за рамки компетенции ведомства. Говорить о необходимости переоценки мы не имеем права. Мы говорим о том, что необходимо применять ставку НДС — ничего другого законодатель нам не сказал. Вопрос о том, что делать для того, чтобы предприятия, реализующие ЛС, не были в убытке, нужно решать в Правительстве РФ.
Проблема остатков
Министерством по налогам и сборам направлено на согласование субъектам РФ разъяснительное письмо от 8 января 2002 г. N ШС-6-03/6. В этом письме рассказано, как реализовывать товары, которые отгружены до 1 января и оплачены после первого января и те товары, которые отгружены и оплачены после 1 января. Хотелось бы остановиться на тех разъяснениях, которые оформлены письмом. Говорится о том, что если ЛС и ИМН были отгружены до 31 декабря включительно, а оплачены будут позже, то это означает, что оплата будет поступать по условиям отгрузки, то есть в льготно-налоговом режиме. Понятие «отгруженный» ни в коем случае нельзя путать с понятием «принятый к учету»: это две разные вещи. Когда производитель либо оптовик отгружал по 31 декабря включительно следующему звену товар на реализацию, то звено, которое купило, должно с ним расплатиться в том налоговом режиме, в котором была сделана первоначальная отгрузка. Когда шла реализация по принятому учету после 31 декабря, это были уже другие отношения — отношения следующего собственника этой продукции, и с реализации этой продукции платится налог. Если аптека получила 31 декабря ЛС — это означает, что товар отгружен без НДС. И аптека, которая оплачивает счет 3-4 января, оплачивает тот счет, который был ей выставлен прежде и который не может содержать НДС. Но когда аптекой приняты к учету 31 декабря ЛС и ИМН, которые она начнет реализовывать после 31 декабря, она уже не может руководствоваться этим принципом, поскольку отгрузить их до 31 декабря она не успела. Письмо от 8 января не выделяет остатки, которые числятся за аптеками на 1 января 2002 г., не говорит, что по ним есть особый режим. Есть единая норма: при реализации товаров (ЛС и ИМН) применяется ставка налога в размере 10%. Раз ничего не сказано об остатках, следовательно, надо понимать это в том ключе, что для остатков нет никакого особого режима. Это та позиция, которую занимает Министерство по налогам и сборам. Учитывая регулирование торговых наценок, эта проблема очень серьезная на уровне оптового и розничного звена. Мы считаем, что нужно обратиться в правительство и окончательно решить вопрос целесообразности введения НДС на остатки и о принципе его применения.
Размер торговой наценки
Главный вопрос, который сейчас обсуждается, связан с изменением размера регулируемой торговой наценки, которая с введением НДС, соответственно, должна уменьшиться. Проблема изменения уровня наценки — это проблема не самих аптек, а в первую очередь, органов управления в составе субъектов Федерации и местной администрации, которая эти наценки утверждает. В наценку, которая есть сегодня, заложены затраты торгующих организаций, как оптовых, так и розничных: определенная сумма зарплаты, амортизационные отчисления, уровень рентабельности и так далее. В связи с этим, учитывая, что меняется структура цены, не может не измениться размер торговой наценки. Со способами отчисления НДС аптеки, в принципе, должны быть знакомы. В аптеках продавались не только ЛС и ИМН, многие аптеки продавали сопутствующий товар и вели раздельный учет. Однако, если раньше в стоимость покупного товара или услуги включалась стоимость торговой наценки с учетом уплаты продавцом налога на добавленную стоимость, теперь этого делать нельзя. Теперь эта сумма налога — при наличии счета-фактуры и указанной в нем суммы НДС и условий обязательной оплаты — подлежит зачету, возмещению из бюджета, поэтому эта сумма не может включаться в размер торговой наценки.
Услуги по изготовлению ЛС
Многих смущает статья 149, пункт 2, подпункт 2 НК РФ. От НДС освобождаются услуги по изготовлению ЛС аптечными учреждениями, и многие задумываются: если мы изготавливаем сами внутриаптечные лекарственные формы и их реализуем, то можно не применять ставку налога и пользоваться льготой. Министерство по налогам и сборам рассуждает следующим образом. В статье 38 части первой есть статья, в которой четко определено, что есть товар и что есть услуга. И если аптека изготовила лекарственную форму и ее реализовала, то, независимо оттого, что при формировании цены она применяет фиксированную ставку своей услуги по изготовлению, она отпустила готовую лекарственную форму — товарную продукцию, поэтому отпуск такой продукции должен рассматриваться в режиме ставки налога. Льгота может применяться только в том случае, когда оказана услуга, то есть когда аптека изготавливает лекарственную форму не из своего материала.
Отпуск ЛС по бесплатным рецептам
В статье 154 главы 21 налогового кодекса, пункт 2 определено понятие налоговой базы. Здесь говорится: «При реализации товара с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с Федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров и услуг и их фактической реализации». Многие аптеки, осуществляющие отпуск по бесплатным рецептам, рассуждают так: «Фактической реализации не было, налоговую базу можно принимать за ноль». Однако это неверно. Если аптека ведет учет реализации и через счет 90 отражает стоимость реализованных лекарственных препаратов, то это означает, что фактическая цена реализации имеет место, имеет место переход товаров по счету 90 и поступление торговой наценки. Следовательно, затраты, связанные с этой наценкой, будут покрываться. Этот вопрос нужно проработать дополнительно, здесь мы готовы выслушать замечания розничного звена и подготовить разъяснения на этот счет.
Медицинская техника
Медицинская техника льготируется по Перечню важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники. Остальная медицинская техника, которая не войдет в перечень, будет облагаться налогом по ставке 20% (на конец января правительством РФ уже утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой не облагается НДС — ниже приводится полный текст постановления. <> — Прим. ред.).
<> Не приводится.
Проблема заключается в том, что ряд медицинской продукции относится в Российском классификаторе продукции к медицинской технике, в то же время в реестрах Минздрава она считается изделиями медицинского назначения. На сегодняшний день налоговая льгота по ЛС, медтехнике и ИМН предоставлялась при наличии лицензии и регистрационного удостоверения Минздрава. Однако согласно Налоговому кодексу требуется только наличие кода по общероссийскому классификатору. Налоговые органы на сегодняшний день не знают, имеют ли они право требовать при проверках такие документы, как лицензия и регистрационное удостоверение Минздрава на ЛС и ИМН, хотя, по закону о лекарственных средствах, ЛС не может признаваться таковым, если у него нет лицензии и регистрационного удостоверения. От редакции. Многие из затронутых на совещании проблем еще ждут своего решения. Подводя итоги совещания, начальник Управления организации фармацевтической деятельности и обеспечения ЛС Н.И.Подгорбунских предложила обратиться в Правительство РФ, которое должно решить, следует ли производить переоценку остатков ЛС и ИМ (по состоянию на 1 января 2002 г.) с учетом НДС или необходим особый режим: продукция должна будет реализовываться без НДС.
Редакционный материал