Во изменение данного документа издано письмо Управления МНС РФ по Московской области от 22.07.2003 N 04-24/12005/Р138@. Текст документа
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 27 мая 2003 г. N 04-24/8792/Л281
О ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД
ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(с изм., внесенными письмом УМНС РФ по Московской области от 22.07.2003 N 04-24/12005/Р138@)
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московской области по вопросу исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности сообщает следующее. В соответствии с подпунктом 4 п. 2 ст. 346.26 главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади. Согласно статье 346.27 Кодекса розничной торговлей признается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет. Вместе с тем следует иметь в виду, что розничная торговля как подвид предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли предполагает заключение между розничными продавцами и покупателями договоров розничной купли-продажи. Таким образом, одним из основных условий, позволяющих отнести осуществляемую налогоплательщиком деятельность, связанную с реализацией товаров, к деятельности в сфере розничной торговли, является факт заключения с покупателем договоров розничной купли-продажи. Учитывая данное обстоятельство, а также принимая во внимание предусмотренное главой 26.3 Кодекса определение розничной торговли, розничными продавцами и, следовательно, налогоплательщиками единого налога на вмененный доход признаются налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с торговлей товарами и оказанием услуг покупателям за наличный расчет на основе договоров розничной купли-продажи (параграф 2 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации) при соблюдении ими ограничений, установленных подпунктом 4 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса. В аналогичном порядке следует рассматривать и деятельность аптечных учреждений, осуществляющих реализацию населению готовых лекарственных препаратов, в том числе по льготным рецептам (льготным ценам), за наличный расчет, а также иных имеющихся в ассортименте товаров. Таким образом, аптечные учреждения признаются налогоплательщиками единого налога на вмененный доход в части доходов, полученных ими от реализации населению готовых лекарственных препаратов (в том числе по льготным ценам) и иных имеющихся в ассортименте товаров за наличный расчет на основе договоров розничной купли-продажи. Доходы, полученные аптечными учреждениями в централизованном порядке от местных органов здравоохранения (бюджетов субъектов Российской Федерации) в виде возмещения затрат, связанных с приобретением и дальнейшей реализацией (передачей) отдельным категориям граждан готовых лекарственных препаратов по бесплатным и льготным рецептам, а также от реализации лекарственных препаратов лечебно-профилактическим учреждениям, детским садам, школам и другим объектам социальной сферы с оплатой по безналичному расчету, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. Одновременно с этим УМНС России по Московской области сообщает, что согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Учитывая изложенное, а также принимая во внимание предусмотренное главой 26.3 Кодекса понятие розничной торговли, нормы гражданского законодательства, регулирующие розничную куплю-продажу и поставку, применяются к налоговым правоотношениям, установленным данной главой Кодекса, в части, не противоречащей предусмотренному Кодексом понятию розничной торговли. Также следует иметь в виду, что согласно статье 4 Федерального закона от 22.06.98 N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, осуществляемая предприятиями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств. Таким образом, Федеральный закон от 22.06.98 N 86-ФЗ разграничивает понятия оптовой и розничной торговли, а также изготовления лекарственных средств, возникающие в сфере обращения лекарственных средств на территории Российской Федерации. Кроме того, согласно пункту 3.1 Основных требований, предъявляемых к «Аптеке, обслуживающей население», утвержденных Минздравом России 29.07.92 (зарегистрированы в Минюсте России 03.09.92 N 50), по характеру производственной деятельности аптеки подразделяются на:
Примечание.
Основные требования, предъявляемые к «Аптеке, обслуживающей население» утратили силу в связи с изданием Приказа Минздрава РФ от 25.04.2003 N 187.
— изготовляющие лекарственные средства по рецептам врачей и требованиям лечебно-профилактических учреждений и осуществляющие реализацию готовых лекарственных средств (производственная аптека); — осуществляющие реализацию готовых лекарственных средств населению и лечебно-профилактическим учреждениям (аптека готовых лекарственных средств). Из этого следует, что изготовление лекарственных средств, являясь одной из функций деятельности аптечного учреждения, носит характер производственного процесса. В связи с этим изготовление лекарственных средств, в том числе по рецептам врачей, рассматривается как производственная деятельность. Деятельность аптечных учреждений по реализации изготовленных лекарственных средств населению и организациям является одним из способов извлечения доходов от осуществления деятельности в сфере производства готовых лекарственных средств. Данный вид деятельности не подпадает под действие главы 26.3 Кодекса. Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, согласно пункту 7 статьи 346.26 Кодекса обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. Основание: Письмо МНС России от 14.05.2003 N 22-1-13/1132-С358.
Заместитель руководителя —
советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
И.А.СОРОКИНА
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 22 июля 2003 г. N 04-24/12005/Р138@
О ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД
ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Управление МНС России по Московской области направляет разъяснения для использования в контрольной работе по применению единого налога на вмененный доход аптечными учреждениями, во изменение письма Управления МНС России по Московской области от 27.05.2003 N 04-24/8792/Л281 и руководствуясь разъяснениями МНС России. В соответствии с п. 2 статьи 346.26 главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации одним из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется единый налог на вмененный доход, является розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади. Для целей применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности согласно статье 346.27 НК РФ определено понятие розничной торговли как торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет. Статьей 492 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), принятого и введенного в действие с 1 января 2003 года постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст, к розничной торговле (код 52) относится розничная торговля фармацевтическими товарами — код 52.31 (в том числе изготовление аптеками лекарственных средств). При продаже физическим лицам аптеками лекарственных средств по льготным ценам или бесплатным рецептам часть стоимости товара (лекарственного средства) оплачивается физическим лицом через кассу аптеки (наличные расчеты), а часть стоимости лекарственных средств возмещается аптеке из местного бюджета. Поскольку в данной торговой сделке покупателем (потребителем) является физическое лицо и это физическое лицо расплачивается за товар только через кассу (а не безналичным порядком), то независимо от того, приобретается лекарство по полной цене или по льготным ценам (бесплатным рецептам), такая сделка согласно статье 492 ГК РФ будет являться сделкой по продаже товаров в розницу, поскольку разница в ценах по льготируемым лекарствам из бюджета возмещается аптеке и эти суммы в расчетах между физическим лицом и аптекой не участвуют. Таким образом, изготовление лекарственных препаратов и их реализация, в том числе по льготным рецептам (льготным ценам), за наличный расчет следует рассматривать как виды деятельности, подлежащие переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Доходы, полученные аптечными учреждениями в централизованном порядке от местных органов здравоохранения (из местного бюджета) в виде возмещения затрат, связанных с приобретением и дальнейшей реализацией (передачей) отдельным категориям граждан готовых лекарственных препаратов по бесплатным и льготным рецептам, а также от реализации лекарственных препаратов лечебным учреждениям с оплатой по безналичному расчету, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке на основе данных раздельного учета доходов и расходов по каждому осуществляемому указанными налогоплательщиками виду деятельности. Данное разъяснение необходимо довести до налогоплательщиков в кратчайшие сроки и принять меры по проведению разъяснительной работы. Основание: письмо МНС России от 03.07.2003 N 22-1-14/1526-Щ080.
Заместитель руководителя —
советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
И.А.СОРОКИНА