Примечание.
Фактически утратил силу силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 20.08.2001 N 592, отменившего Постановление Правительства РФ от 17.07.1998 N 788; Постановления Правительства РФ от 15.10.1998 N 1203, отменившего Постановление Правительства РФ от 17.07.1998 N 787; Постановления Правительства РФ от 09.12.1998 N 1460, отменившего Постановление Правительства РФ от 17.07.1998 N 786. Текст документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
КОМИТЕТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
12 августа 1998 г.
N 1-05/2472
Управление фармации в связи с устными запросами руководителей аптечных предприятий доводит до сведения, что — в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. N 788 «О товарах для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов» применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, в том числе по подгузникам бумажным;
Примечание.
Постановление Правительства РФ от 17.07.1998 N 788 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 20.08.2001 N 592. По вопросу применения налога на добавленную стоимость см. главу 21 части второй Налогового кодекса РФ.
— в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. N 787 «О продовольственных товарах, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов» применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, в том числе по продуктам детского и диабетического питания;
Примечание.
Постановление Правительства РФ от 17.07.1998 N 787 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.10.1998 N 1203. По вопросу применения налога на добавленную стоимость см. главу 21 части второй Налогового кодекса РФ.
— в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не является объектом налогообложения по налогу с продаж стоимость лекарств, протезно-ортопедических изделий. Напоминаем, что с 01 августа 1998 г. вступило в силу постановление Российской Федерации от 17 июля 1998 г. N 786 «Об особенностях уплаты налога на добавленную стоимость».
Примечание.
Постановление Правительства РФ от 17.07.1998 N 786 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 09.12.1998 N 1460. По вопросу применения налога на добавленную стоимость см. главу 21 части второй Налогового кодекса РФ.
Начальник Управления фармации —
заместитель Председателя
Комитета здравоохранения
Правительства Москвы
С.И.ЧЕРНЯК
Примечание.
Фактически утратил силу с 1 января 2001 года в связи с принятием Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, которым Закон РФ от 06.12.1991 N 1993-1 признан утратившим силу. Текст документа
АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПИСЬМО
4 августа 1998 г.
N 2-26-47
В связи с обращением практических работников аптек по вопросам уплаты акцизов на спирт этиловый Московское областное фармацевтическое управление обратилось за разъяснениями к Государственной налоговой инспекции по Московской области. Письмом от 24.07.98 N 19-09/3483 получен ответ, который предлагаем к руководству и исполнению. Вопросы налогообложения в части исчисления и уплаты акцизов регулируются Федеральным законом от 06.12.91 N 1993-1 «Об акцизах» (с учетом изменений и дополнений), в котором определены не только перечень подакцизных товаров, ставки и сроки уплаты акцизов, но также виды льготируемых (необлагаемых акцизами товаров). Так, Федеральным законом от 07.03.96 N 23-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» в перечень подакцизных товаров включены все виды спиртов этиловых, изготовленных из всех видов сырья, независимо от вида нормативно-технической документации, по которой они выпускаются по ГОСТам, ТУ, ОСТам или фармакопейным статьям, а также от вида сырья, из которого они производятся в т.ч. и при доведении спирта иной концентрации до фармакопейных статей.
Примечание.
Законы Российской Федерации от 06.12.1991 N 1993-1, от 07.03.1996 N 23-ФЗ утратили силу с 1 января 2001 года в связи с принятием Федерального закона РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ. По вопросу взимания акцизов см. Главу 22 «Акцизы» части второй Налогового кодекса РФ.
Статьей 2 Федерального закона от 06.12.91 N 1993-1 «Об акцизах» определено, что плательщиками акцизов по подакцизным товарам являются организации, производящие и реализующие эти подакцизные товары, а подакцизным товарам, производимым из давальческого сырья, — производящие их организации. Таким образом, если предприятие (аптека), осуществляет розлив спирта этилового фармакопейных статей (90%, 95%, 45%, 40%) для перепродажи его медицинским учреждениям или доводят спирт иной концентрации до фармакопейных статей, а также если реализует спирт не фармакопейных статей, то оно является плательщиком акцизов. В случае нецелевого использования спирта, либо отпуска его медицинским учреждениям не для производства лекарственных средств, ставка акциза на этиловый спирт должна применяться в размере 12 рублей за 1 литр. Одновременно сообщаем, что ОАО «Мособлфармация» организовано обеспечение фармацевтических (аптечных) организаций и учреждений здравоохранения области спиртом этиловым, отвечающим требованиям фармакопейных статей различной концентрации (95%, 90%, 70%) по 100 мл, 95% по 1500 мл, что позволяет аптекам обеспечивать ими лечебно-профилактические учреждения не производя его разведение и розлив.
Начальник
Фармацевтического управления
Московской области
Т.И.ШЕЛАЕВА
Вступил в силу с 30 июля 1998 года (абзац 21 данного документа). Текст документа
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
30 июля 1998 г.
N ГКПИ98-237
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ в составе:
председательствующего — члена Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.
при секретаре Волоховой Н.В. Поповой Ю.В. с участием прокурора Федотовой А.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению государственного предприятия «Национальный фонд содействия инвалидам Российской Федерации» о признании незаконным абзаца 6 совместного письма Министерства финансов РФ N 04-03-07 и Государственной налоговой службы РФ N ВЗ-4-03/31н от 10 апреля 1996 г. «О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции» в части содержащихся в нем слов: «при наличии у российских предприятий (организаций) соответствующих лицензий», установил: Заявитель обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше, уточненным в суде, требованием, сославшись на то, что абзац 6 совместного письма в оспариваемой части предоставление предприятиям льгот по уплате данного налога связывает с наличием у них соответствующих лицензий, что противоречит Закону РФ «О налоге на добавленную стоимость» и нарушает права предприятий и организаций на получение предусмотренных законом налоговых льгот.
Примечание.
Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» утратил силу в связи с изданием Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах».
В судебном заседании представитель заявителя Татаринов В.В. предъявленное требование поддержал и только в указанной части. Представители Государственной налоговой службы РФ Ковалевская Д.Е., Министерства финансов РФ Фирсова Н.Г., Министерства юстиции РФ Соловьева Л.В. и Медова Н.В. с данным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, пояснив при этом о том, что оспариваемое заявителем письмо никаких новых правовых норм, дополняющих Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость», о чем утверждает в суде представитель заявителя, не содержит, а лишь констатирует обстоятельства, при которых может быть реализовано право на получение налоговых льгот, содержащихся в действующем на этот счет законодательстве. Выслушав объяснения представителя заявителя, представителей Государственной налоговой службы РФ, Министерства финансов РФ и Министерства юстиции РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей требование заявителя удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации находит его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с пп. «у» п. 1 ст. 5 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» от налога на добавленную стоимость освобождаются платные медицинские услуги для населения, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, протезно — ортопедические изделия и медицинская техника… Такое же положение содержится и в п. 12 Инструкции «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость», утвержденной Государственной налоговой службой РФ 11 октября 1995 г. N 39 с последующими изменениями и дополнениями.
Примечание.
Инструкция «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость», утвержденная Государственной налоговой службой РФ 11 октября 1995 г. N 39 утратила силу в связи с изданием Приказа МНС РФ от 06.03.2001 г. N БГ-3-03/77.
Как установлено судом, Министерством финансов РФ совместно с Государственной налоговой службой РФ 10 апреля 1996 г. было принято инструктивное письмо «О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции», из содержания абзаца 6 которого следует, что освобождение от налога на добавленную стоимость при реализации на территории РФ импортных изделий медицинской техники, а также протезно — ортопедических изделий производится по перечню, предусмотренному для аналогичных отечественных изделий, при наличии у российских предприятий (организаций) соответствующих лицензий и регистрационных удостоверений, выдаваемых по изделиям медицинского назначения и медицинской технике в установленном порядке Минздравмедпромом России… Содержащееся в названном выше абзаце инструктивного письма требование о том, что освобождение от налога на добавленную стоимость при реализации на территории РФ медицинской техники производится лишь при наличии у российских предприятий соответствующих лицензий, не вытекает из требований действующего законодательства и противоречит пп. «у» п. 1 ст. 5 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость», не связывающим предоставление такой налоговой льготы с наличием у предприятий соответствующих лицензий. По утверждению представителя заявителя названный выше Закон освободил от уплаты налога на добавленную стоимость медицинскую продукцию, в т.ч. медицинскую технику, а не какие-либо предприятия, организации, осуществляющие производство, закупку или продажу медицинской продукции. Введение в оспариваемом письме по существу дополнительного основания для освобождения от налога на добавленную стоимость фактически изменило действующий на этот счет Закон, в результате чего их предприятие из-за отсутствия лицензии на реализацию в 1996-1997 годах излишней Медицинской техники было лишено предусмотренной законом налоговой льготы. Указанные выше обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспаривались по существу представителями Министерства финансов, Госналогслужбы и Министерства юстиции РФ. При таких данных Верховный Суд РФ приходит к выводу о том, что оспариваемое письмо в указанной части не может быть признано законным. Довод представителей заинтересованных по делу лиц о том, что предусмотренное абзацем 6 оспариваемого письма положение о возможности освобождения от налога на добавленную стоимость реализуемой на территории РФ импортной медицинской техники лишь при наличии у предприятий и организаций соответствующей лицензии соответствует действующему законодательству, не может быть принят во внимание, поскольку сам Закон «О налоге на добавленную стоимость» освобождение реализуемой медицинской техники от данного налога не связывает с наличием у предприятий соответствующей лицензии. Установление Министерством финансов РФ и Госналогслужбой РФ дополнительного основания для предоставления льготы по налогу на добавленную стоимость фактически произведено с превышением своих полномочий и в связи с этим не может быть признано правомерным. В случае необходимости указанные федеральные ведомства вправе были поставить вопрос перед законодателем о внесении такого дополнения непосредственно в Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость», а не вводить его своим письмом. Что касается ссылки на то, что деятельность предприятий по реализации импортной медицинской техники должна осуществляться на основании соответствующей лицензии, то отсутствие у них такой лицензии само по себе не может служить основанием к лишению их налоговых льгот ввиду того, что Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» такая санкция не предусмотрена. Не предусмотрено такой санкции и Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности». В соответствии с действующим законодательством, в частности ст. 173 ГК РФ, сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана, при наличии указанных в данной статье обстоятельств, недействительной со всеми вытекающими из этого последствиями. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191, 197 и 239.7. ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил: заявление государственного предприятия «Национальный фонд содействия инвалидам Российской Федерации» удовлетворить. Признать абзац 6 совместного письма Министерства финансов РФ N 04-03-07 и Государственной налоговой службы РФ N ВЗ-4-03/31н от 10 апреля 1996 г. «О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции», в части слов «при наличии у российских предприятий (организаций) соответствующих лицензий», незаконным (недействующим) и не подлежащим применению. Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его провозглашения.
Председательствующий —
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Д.РЕДЧЕНКО
Вступил в силу со дня официального опубликования в «Российских вестях» (Письмо Минфина РФ от 05.06.1996 N 04-03-07, Госналогслужбы РФ от 11.06.1996 N ВЗ-6-03/405). Текст документа
Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 мая 1996 г. N 1081
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 04-03-07
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N ВЗ-4-03/31н
ПИСЬМО
от 10 апреля 1996 г.
О ПОРЯДКЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОДУКЦИИ
(с изм. внесенными решением Верховного Суда РФ от 30.07.1998 N ГКПИ 98-237)
Государственная налоговая служба Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и по согласованию с Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в связи с изданием Госреестра лекарственных средств и в целях уточнения перечня льготируемой медицинской продукции сообщают следующее.
:примечание.
Закон РФ от 06.12.1991 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» утратил силу с 1 января 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ. По вопросу исчисления налога на добавленную стоимость см. главу 21 части второй Налогового кодекса РФ.
Подпунктом «у» пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» предусмотрено освобождение от налога на добавленную стоимость лекарственных средств, изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий и медицинской техники. Указанная льгота распространяется на отечественные и зарубежные лекарственные средства, перечисленные в главах 1, 2 (за исключением лечебно-профилактических пищевых добавок), 5, 6 (за исключением репелентов) части 1 и главах 1, 2, 3, 4, 5, 6 (за исключением репелентов) и 7 части 2 второго издания Государственного реестра лекарственных средств (Москва, Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, 1995 г., с учетом последующих изменений и дополнений к Реестру) и реализуемые предприятиями (организациями) всех форм собственности при наличии выданной в установленном порядке соответствующей лицензии. Не подлежат обложению налогом реализуемые предприятиями (организациями) всех форм собственности отечественные изделия медицинского назначения и медицинская техника (при наличии выданной в установленном порядке соответствующей лицензии), протезно-ортопедические изделия, включая изделия-полуфабрикаты, помещенные под кодовыми обозначениями 938000-939000 «Препараты биологические», «Материалы, средства медицинские и продукция медицинского назначения» и 940000 «Медицинская техника», обувь ортопедическая, изготовляемая по индивидуальным заказам на ортопедических колодках, а также другая продукция только медицинского назначения, указанная в других разделах (группах, подгруппах) Общероссийского классификатора продукции (ОК 005-93) ОКП. Вместе с тем не освобождаются от налога на добавленную стоимость перечисленные в классификаторе (ОК 005-93) ОКП: — средства энтерального питания, детское, лечебно-профилактическое питание, заменитель женского молока, продукты прикорма для детей, биологически активные добавки к пище; парафармацевтическая продукция, в том числе зубная лечебно-профилактическая паста, зубные щетки, синтетические волокна для зубных щеток, зубочисток, ершиков, зубных нитей (флоссов), полоскания для полости рта, лак для покрытия зубов, красящие таблетки для окрашивания зубного налета, шампуни, кремы и другие парфюмерно-косметические средства для ухода за кожей лица, тела, рук, ног, волосами, ногтями, декоративная косметика, дезодоранты; а также другие виды витаминизированной и лечебно-профилактической продукции пищевой, мясной, молочной, рыбной и мукомольно-крупяной промышленности; подгузники детские; репеленты; ветеринарная продукция.
Абзац 6 в части слов «при наличии у российских предприятий (организаций) соответствующих лицензий» признан незаконным (недействующим) и не подлежащим применению решением Верховного Суда РФ от 30.07.1998 N ГКПИ 98-237.
Порядок освобождения от налога на добавленную стоимость при реализации на территории Российской Федерации импортных изделий медицинского назначения, медицинской техники, а также протезно-ортопедических изделий производится по перечню, предусмотренному для аналогичных отечественных изделий и изложенному выше, при наличии у российских предприятий (организаций) соответствующих лицензий и регистрационных удостоверений, выдаваемых по изделиям медицинского назначения и медицинской технике в установленном порядке Минздравмедпромом России или копий регистрационных удостоверений, а также письменных подтверждений Минсоцзащиты России (по протезно-ортопедическим изделиям) о соответствии кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) кодам Общероссийского классификатора промышленности (ОКП) на каждый конкретный вид данной продукции. Подпунктом «у» пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» предусмотрено также освобождение от этого налога технических средств, включая автомототранспорт, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики и реабилитации инвалидов. При этом импортные технические средства, включая автомототранспорт, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, освобождаемые согласно вышеуказанному Закону Российской Федерации от налога при ввозе на территорию Российской Федерации, освобождаются от этого налога при их дальнейшей реализации на территории Российской Федерации в случае их использования исключительно для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов.
Примечание.
Разъяснения Госналогслужбы России от 23.09.1993 N ВЗ-4-05/150н полностью утратили силу в связи с изданием Приказа МНС РФ от 06.03.2001 N БГ-3-03/77.
С введением в действие этого письма считать утратившими силу письма Госналогслужбы России от 25.10.94 N ВЗ-6-05/400, от 13.06.95 N ВЗ-6-05/322, а также п. 63 разъяснений Госналогслужбы России от 23.09.93 N ВЗ-4-05/150н.
Заместитель Руководителя
Госналогслужбы РФ —
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ЗВЕРХОВСКИЙ
Заместитель
Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
Согласовано
Заместитель Министра здравоохранения
и медицинской промышленности
Российской Федерации
А.Е.ВИЛЬКЕН
Первый заместитель Министра
социальной защиты населения
Российской Федерации
А.Н.ХРОМУШИН
Примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу. Текст документа
ВОПРОС: Следует ли в соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ N 552 (с изменениями и дополнениями) относить расходы от списания медикаментов с просроченным сроком годности на внереализационные расходы? Уменьшат ли данные расходы налогооблагаемую базу по налогу на прибыль?
Примечание.
Постановление Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 20.02.2002 N 121. По вопросу, касающемуся исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, с 1 января 2002 года см. главу 25 Налогового кодекса РФ.
ОТВЕТ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
28 июля 1998 г.
N 04-02-04/1
В связи с запросом по поводу списания в соответствии с п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (с изменениями и дополнениями) расходов от списания медикаментов с просроченным сроком годности на внереализационные расходы сообщаем следующее. Расходы, образовавшиеся вследствие списания медикаментов с просроченным сроком годности, должны рассматриваться аналогично порче товарно — материальных ценностей. В соответствии с пп. «б» п. 3 ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» N 129-ФЗ от 21.11.96 убытки от порчи имущества в том случае, если виновные не установлены, списываются на финансовые результаты организации. Указанные расходы налогооблагаемую базу не уменьшают.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
28.07.1998
ВОПРОС: Организация, имеющая лицензию на оказание медицинских услуг населению, наряду с лечебной и лечебно-профилактической деятельностью в целях профилактики здоровья оказывает услуги с использованием сауны. Освобождается ли от НДС плата за посещение сауны, взимаемая организацией?
ОТВЕТ: Услуги сауны (в т.ч. оказываемые организациями, имеющими лицензию на осуществление лечебной и лечебно-профилактической деятельности) на основании п. 1 ст.3 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (с учетом изменений и дополнений; далее — Закон) подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Советник
налоговой службы II ранга
И.Е.МУРАВЬЕВА
07.1998