Даратумумаб одобрен для медицинского применения в комбинации с леналидомидом и дексаметазоном у пациентов с впервые диагностированной множественной миеломой, не являющихся кандидатами для проведения аутологичной трансплантации стволовых клеток
Расширение показаний основано на данных исследования третьей фазы MAIA, которое продемонстрировало, что применение даратумумаба в комбинации с леналидомидом и дексаметазоном снижает риск прогрессирования заболевания или смерти на 44% у пациентов с впервые диагностированной множественной миеломой, не являющихся кандидатами для проведения аутологичной трансплантации стволовых клеток[2]. Результаты исследования были представлены на Конференции Американских гематологов (ASH) в 2018 году и опубликованы в The New England Journal of Medicine[3] в 2019 году.
«Несмотря на прогресс, достигнутый в терапии множественной миеломы, рецидив заболевания является почти неизбежным, и после каждого рецидива лечение становится все сложнее. Очень важно добиться максимального ответа на терапию первой линии, чтобы продлить первую ремиссию, – комментирует Профессор Тьери Факон, Госпиталь Клод Хурье, Лилль, Франция, гл. исследователь MAIA. – Получение одобрения на расширение показаний особенно важно для пациентов — не кандидатов на трансплантацию – это более уязвимая группа пациентов, результаты терапии у которой, как правило, хуже по сравнению с теми, кто может претендовать на трансплантацию».
«Благодаря нашим исследованиям и разработкам более 100 000 пациентов во всем мире уже получили лечение препаратом Дарзалекс[4]. Расширение показаний и включение препарата даратумумаб в программу высокозатратных нозологий позволяет сделать его более доступной терапевтической опцией и дает надежду еще большему количеству пациентов с множественной миеломой», – комментирует Катерина Погодина, управляющий директор «Янссен» Россия и СНГ, генеральный директор ООО «Джонсон & Джонсон».
«Множественная миелома, которая на данный момент считается неизлечимой, ежегодно диагностируется более чем у 48 000 человек в Европе. Пожилым пациентам, которым противопоказана трансплантация, доступно ограниченное количество опций первой линии терапии, поэтому мы рады, что с одобрением даратумумаба в комбинации с леналидомидом и дексаметазоном у таких пациентов появился новый доступный вариант», – отмечает доктор Патрик Ларош, Региональный лидер по гематологии EMEA, Jansen.
О клиническом исследовании MAIA (NCT02252172)[5]
В открытом многоцентровом исследовании 3 фазы пациенты были рандомизированы в две группы, одна из которых получала комбинацию даратумумаба с леналидомидом+дексаметазоном (DRd), а другая – только леналидомид+дексаметазон (Rd) в течение 28-дневных циклов. Пациенты в группе, получавшей DRd, принимали даратумумаб в дозировке 16 мг/кг массы тела каждую неделю в течение 1-2 циклов, каждые две недели во время 3-6 циклов и каждые четыре недели в 7 цикле. Первичной конечной точкой была выживаемость без прогрессирования, выявляемая как промежуток времени от начала лечения до прогрессирования заболевания или смерти. Пациенты в группе даратумумаб плюс Rd и в группе Rd получали 25 мг леналидомида в период с 1 по 21 день каждого 28-дневного цикла и 40 мг дексаметазона раз в неделю в каждом цикле. Пациенты в обеих группах продолжали прием лекарств до прогрессирования заболевания или развития неприемлемой токсичности.
В исследовании приняли участие 737 пациентов в возрасте 45-90 лет (средний возраст – 73 года) с недавно диагностированной множественной миеломой, которым противопоказана высокодозная химиотерапия и аутологичная трансплантация стволовых клеток2. Даратумумаб в комбинации с Rd снизил риск прогрессирования заболевания или смерти на 44% у пациентов с недавно диагностированной множественной миеломой и не являющимися кандидатами на трансплантацию, по сравнению с терапией только леналидомидом и дексаметазоном (соотношение рисков [ОР] = 0.56; 95% доверительный интервал [ДИ]: 0.43-0.73; p<0.0001)2. K28 месяцам,медиане наблюдения, наблюдения медиана выживаемости без прогрессирования в группе даратумумаб-Rd не была достигнута по сравнению с 31,9 месяцами у пациентов, принимавшими только Rd2. Добавление даратумумаба в схему лечения привело к более глубокому ответу по сравнению с результатом терапии только Rd, включая увеличение количества полных ответов или лучше (48% по сравнению с 25%), а также увеличение количества случаев с очень хорошим частичным ответом или лучше (79% по сравнению с 53%)2. Схема даратумумаб-Rd привела к увеличению частоты достижения минимальной остаточной болезни более, чем в 3 раза по сравнению с теми пациентами, которые получали только Rd (24% по сравнению с 7%)2.
Наиболее распространенные нежелательные явления 3 и 4 степени, возникающие при приеме терапии, в группе даратумумаб-Rd (≥10%) включали нейтропению (50%), лимфопению (15%), пневмонию (14%) и анемию (12%)2. Побочные инфузионные реакции возникали у пациентов в 41% случаев, только 3% из которых были 3 и 4 степени2. Частота возникновения нового злокачественного процесса, не связанного с первичной опухолью, составила 3% в группе даратумумаб-Rd по сравнению с 4% в группе Rd2. Нежелательные явления, связанные с приемом терапии и повлекшие летальный исход, составили 7% в группе даратумумаб-Rd по сравнению с 6% в группе Rd2. Профиль безопасности даратумумаба соответствовал профилю безопасности, установленному в предыдущих исследованиях2.
###
О препарате Дарзалекс (даратумумаб)
Даратумумаб – это человеческое моноклональное антитело IgG1κ, которое связывается с белком CD38, имеющим высокий уровень экспрессии на поверхности клеток при различных гематологических злокачественных новообразованиях, включая клетки множественной миеломы, а также других типов клеток и тканей. Белок CD38 обладает множеством функций, включая опосредованную рецепторами адгезию, сигнальную и ферментативную активность.
Была продемонстрирована способность даратумумаба к мощному ингибированию роста экспрессирующих CD38 опухолевых клеток in vivo. На основании исследований in vitro даратумумаб может вызывать опосредованную иммунной системой гибель опухолевых клеток за счет нескольких эффекторных механизмов. Данные этих исследований позволяют предположить, что даратумумаб способен индуцировать лизис опухолевых клеток посредством комплемент-зависимой цитотоксичности, антитело-зависимой клеточной цитотоксичности и антитело-зависимого клеточного фагоцитоза при злокачественных новообразованиях c экспрессией CD38. Под действием даратумумаба происходит уменьшение субпопуляции супрессорных клеток миелоидного происхождения (CD38+ MDSC), регуляторных Т-клеток (CD38+Treg) и В-клеток (CD38+Breg). Известно, что в зависимости от стадии развития и уровня активации Т-клетки (CD3+, CD4+ и CD8+) могут экспрессировать CD38. При лечении препаратом Дарзалекс было отмечено значимое увеличение абсолютного числа CD4+ и CD8+ T-клеток и процентного содержания лимфоцитов в цельной периферической крови и красном костном мозге. При помощи секвенирования ДНК Т-клеточного рецептора было показано увеличение клональности Т-клеток при лечении препаратом Дарзалекс, что указывает на иммуномодулирующие эффекты, которые могут вносить вклад в клинический ответ1. В данный момент продолжаются клинические исследования с использованием препарата Дарзалекс в различных схемах применения для лечения пациентов не только с множественной миеломой, но и другими заболеваниями, при которых экспрессируется белок CD38, например, в случае бессимптомной (тлеющей) миеломы[6],[7]. Для получения дополнительной информации, пожалуйста, ознакомьтесь с данными по ссылке: https://www.clinicaltrials.gov/.
Для получения подробной информации о даратумумабе, пожалуйста, ознакомьтесь с инструкцией по медицинскому применению препарата Дарзалекс1.
О множественной миеломе
Множественная миелома (ММ) или плазмоклеточная миелома (в редакции ВОЗ 2017 г.) – это В-клеточная злокачественная опухоль, морфологическим субстратом которой являются плазматические клетки (ПК), продуцирующие моноклональный иммуноглобулин. ММ составляет приблизительно 1% среди всех злокачественных опухолей, 10−15 % всех опухолей кроветворной и лимфоидной тканей. Последние данные по выживаемости среди пациентов за 2000-2007 год показывают, что во всех странах Европы почти 60% диагностированных пациентов могут не достигать пятилетней выживаемости[8]. В России в 2018 г. заболеваемость ММ составила 2,86 на 100 000 населения, впервые было диагностировано 4 204 случая[9].
Клинические проявления ММ чрезвычайно разнообразны, но в значительной мере определяются инфильтрацией костного мозга ПК и органными повреждениями. Клинические признаки ММ проявляются симптомами, обусловленными костными повреждениями (боли в костях, переломы костей скелета, компрессия спинного мозга, радикулярные боли), гиперкальциемией (полиурия, полидипсия, тошнота, рвота), почечной недостаточностью (тошнота, рвота, недомогание, слабость), амилоидозом (периферическая нейропатия, отеки, органомегалия), инфильтрацией миеломными клетками костного мозга (анемия, геморрагический синдром), снижением уровня нормальных иммуноглобулинов (частые инфекции, пневмонии) и др. Однако есть пациенты с ММ, у которых отсутствуют основные симптомы заболевания Длительность заболевания до появления первых клинических симптомов может составлять от нескольких месяцев до ≥2−3 лет[10]. В настоящее время заболевание не излечимо. Несмотря на то, что терапия может привести к достижению ремиссии, к сожалению, у большинства пациентов развивается рецидив, который может произойти после наступления первоначальной, частичной или полной ремиссии. В связи с этим приходится менять схему текущей терапии, так с каждым последующим рецидивом доступных вариантов лечения становится все меньше[11].
О Janssen, фармацевтических компаниях Johnson & Johnson
В Janssen мы создаем будущее, где заболевания останутся в прошлом. Мы — фармацевтические компании Johnson & Johnson, и мы не жалеем сил, чтобы это будущее стало реальностью для пациентов по всему миру. Мы побеждаем заболевания передовыми открытиями науки. Изобретаем, как помочь тем, кто нуждается в помощи. Исцеляем безнадежность человеческим теплом.
Мы работаем в тех областях медицины, где можем принести больше всего пользы: сердечно-сосудистые заболевания, иммуноопосредованные заболевания и нарушения обмена веществ, инфекционные болезни и вакцины, заболевания центральной нервной системы, онкология, легочная артериальная гипертензия.
Узнайте больше на janssen.com. Подписывайтесь: twitter.com/JanssenGlobal. ООО «Джонсон & Джонсон» в Janssen Pharmaceutical Companies, Johnson & Johnson.
Ссылки:
[3] Facon T, Kumar S, Plesner T, et al. Daratumumab plus lenalidomide and dexamethasone for untreated myeloma. N Engl J Med.;380:2104-2115.
4 Janssen Data on file. RF-82203. New patient starts: launch to date. October 2019.
[5] ClinicalTrials.gov. Study Comparing Daratumumab, Lenalidomide, and Dexamethasone With Lenalidomide and Dexamethasone in Participants With Previously Untreated Multiple Myeloma. NCT02252172. Available at: https://clinicaltrials.gov/ct2/show/NCT02252172 Last accessed November 2019.
[6] ClinicalTrials.gov. A study to evaluate 3 dose schedules of daratumumab in participants with smoldering multiple myeloma. NCT02316106. Available at: https://clinicaltrials.gov/ct2/show/NCT02316106 Last accessed November 2019.
[7] ClinicalTrials.gov. An efficacy and safety proof of concept study of daratumumab in relapsed/refractory mantle cell lymphoma, diffuse large B-cell lymphoma, and follicular lymphoma. NCT02413489. Available at: https://clinicaltrials.gov/ct2/show/NCT02413489 Last accessed November 2019.
[8] De Angelis R, Minicozzi P, Sant M, et al. Survival variations by country and age for lymphoid and myeloid malignancies in Europe 2000-2007: results of EUROCARE-5 population-based study. Eur J Cancer. 2015;51:2254-68.
[9] Менделеева Л.П., Вотякова О.М., Рехтина И.Г. Множественная миелома // Российские клинические рекомендации по диагностике и лечению злокачественных лимфопролиферативных заболеваний; под ред. И.В. Поддубной, В.Г. Савченко. Москва, 2018. P. 213–241
[10] Бессмельцев С.С. Множественная миелома (лекция). // Вестник гематологии. 2014. Vol. 10, № 3. P. 6–39.
[11] Kumar SK, Lee JH, Lahuerta JJ, et al. Risk of progression and survival in multiple myeloma relapsing after therapy with IMiDs and bortezomib: a multicenter international myeloma working group study. Leukemia. 2012;26:149-57.