Система бесплатной медицинской помощи в отношении больных хроническим миелолейкозом оказалась несостоятельной. Несколько месяцев они не могут получить лекарства, которые им жизненно необходимо. Вместо лекарств они получают официальные отказы в медицинской помощи от руководителей Брянской области. Несколько дней назад уже умер один из пациентов, остававшийся без лечения почти год. Если местные власти будут придерживаться принципа «дефицит бюджета оправдывает смерть больных», такая же участь ожидает еще четверых.
«В связи с дефицитом бюджета изыскать дополнительные финансовые средства невозможно». Губернатор Брянской области допускает возможность отписываться подобным образом, когда необходимо приобрести лекарственные средства для лечения — хронического миелолейкоза (ХМЛ). Это заболевание при должном лечении позволяет жить так же долго, как если бы этого диагноза и не было. В том случае, когда гарантии государства по бесплатному оказанию медицинской помощи действительно выполняются, пациентам необходимо просто ежедневно принимать лекарственный препарат, полностью подавляющий развитие лейкозных клеток.
У большинства больных ХМЛ эффективен препарат иматиниб. Примерно в 30% ХМЛ из-за устойчивости к этому препарату или его непереносимости показаны препараты второй линии (дазатиниб и нилотиниб).
Трагическими последствиями для больных с ХМЛ оборачивается нюанс с финансированием закупок лекарств, применяемых при этом заболевании. Дело в том, что ответственность за обеспечение препаратами первой линии (иматиниба) несет федеральная власть (по программе «7 нозологий»), а препаратами второй линии (дазатиниб и нилотиниб) — региональная. И это означает разительный контраст в плане исполнения декларированных гарантий о бесплатной медицинской помощи. В редких случаях получение препарата второй линии проходит для пациента без унизительных и безрезультатных обращений в органы местной власти.
Кравченко Алексей Егорович был одним из пяти больных ХМЛ, проживающих в Брянской области, которым показан препарата второй линии. Власти области одержали победу – он умер, не дождавшись лекарства (дазатиниба). Его обращения в официальные инстанции были безрезультатны.
Остались еще четверо пациентов, которым все еще можно сохранить жизнь. Гапоненко Татьяне Алексеевне назначен дазатиниб, Давыдовой Марине Ивановне – нилотиниб, , Купрюшиной Тамаре Ивановне нужен нилотиниб, Лушниковой Галине Геннадьевне нужен нилотиниб, Потапенко Александру Ивановичу нужен дазатиниб. Но назначение гематологов власть Брянской области во внимание не принимает и действует, сообразуясь с собственными интересами, и как на индульгенцию ссылается на дефицит местного бюджета.
Для местной власти удобно не затрачивать средства на закупку препарата, который нужен больному, а просто включать пациента в централизованную заявку на получение препарата иматиниб, закупаемого из федеральных ресурсов. Лечение иматиниб-резистентных больных иматинибом бесперспективно и бесчеловечно: это лишает больного шанса на жизнь и одновременно является нецелевым расходованием средств бюджета. Но брянские чиновники больше обеспокоены формальным выполнением областной целевой программы «Предупреждение и борьбы с социально значимыми заболеваниям» (2009-2011 гг.), подпрограммы «Лекарственное обеспечение население «Брянской области», в которую теперь уже четверо больных ХМЛ никак не вписываются. Так же как не вписываются и в федеральную программу «7 нозологий».
Тел. 8 (499) 195-96-28, 8 (499) 195-30-04
Адрес: 123007, г. Москва, Хорошевское шоссе, д.35/2, кор.3
Электронная почта: [email protected]
Сайт: www.sodeystvie-cml.ru