В России более миллиона человек имеют показания к длительному приему антикоагулянтов. Эти препараты позволяют предотвратить развитие тромбоэмболических осложнений и снизить сердечно-сосудистую смертность, но в то же время их прием может стать препятствием к проведению экстренных операций или процедур, необходимость в которых может возникнуть у любого человека. До недавних пор эта проблема представляла собой потенциальную угрозу здоровью и жизни пациента.
Ежедневный прием антикоагулянтов является ключевым элементом в профилактике и лечении множества заболеваний, связанных с повышенной свертываемостью крови, в том числе осложнений у пациентов с фибрилляцией предсердий и повышенным риском инсульта, с тромбозом глубоких вен и тромбоэмболией легочной артерии и т.д.1
Распространенность данных заболеваний крайне высока и имеет тенденцию к неуклонному росту. Так, если в 1990 году в мире насчитывалось 6 841 147 пациентов с фибрилляцией предсердий, в 2013 году – 11 178 627, то к 2060, предполагается, что их количество достигнет 17 900 000 человек2. По оценкам специалистов, это заболевание развивается у 1 из 4 человек в возрасте старше 40 лет2. Таким образом, не менее 5% взрослого населения и более 7-8% людей старших возрастных групп будут длительно получать антикоагулянты1.
Антикоагулянтная терапия позволяет предотвратить развитие тромбоэмболических осложнений и снизить сердечно-сосудистую смертность, но в то же время может стать препятствием к проведению экстренных операций или процедур, необходимость в которых может возникнуть у любого человека. По некоторым оценкам, необходимость выполнения экстренных хирургических вмешательств возникает примерно у 2% пациентов, получающих антикоагулянты, тогда как необходимость нейтрализации антикоагулянтного эффекта, связанная с развитием жизнеугрожающего или неконтролируемого кровотечения, встречается примерно у 1,5% пациентов. Таким образом, общая потребность в экстренной нейтрализации антикоагулянтного эффекта возникает примерно у 3,5% пациентов из числа получающих антикоагулянты3.
До недавних пор эта проблема представляла собой потенциальную угрозу здоровью и жизни пациента. При необходимости выполнения пациенту, получающему антикоагулянты, экстренного хирургического вмешательства врач-хирург оказывался перед выбором: либо отложить вмешательство и выполнить его, когда исчезнет выраженность антикоагулянтного эффекта, либо выполнять вмешательство прямо сейчас, но с высоким риском кровотечений.
Станислав Янишевский, д.м.н., доцент кафедры нервных болезней им. М.И.Аствацатурова Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова, Санкт-Петербург: «Основным показанием к приему антикоагулянтов является предотвращение развития инсульта. Эти лекарства могут предотвратить как первичный, так и повторный ишемический инсульт. Мало того, современные препараты, в отличие от применяемых ранее, имеют низкий риск осложнений в виде различных кровотечений. Надо понимать, что прием таких лекарств не является курсовым или периодическим, пациент с фибрилляцией предсердий должен принимать антикоагулянты без перерыва. Дополнительным фактором, обеспечивающем безопасность приема антикоагулянтов, стало появление специфического нейтрализатора действия антикоагулянтов, позволяющего провести любые неотложные процедуры нашим пациентам».
Вячеслав Андрияшкин, д.м.н., профессор кафедры факультетской хирургии лечебного факультета Российского национального медицинского университета им. Н.И. Пирогова, Москва: «Для пациентов, находящихся на длительной антикоагулянтной терапии, вопрос нейтрализации эффекта этой терапии может стать вопросом жизни и смерти в ситуации экстренной хирургии. И буквально недавно врачи стояли перед очень сложным выбором: либо ждать, пока антикоагулянт прекратит действовать, либо срочно оперировать и ждать кровотечения. Оба варианта были рискованными для жизни пациента. С появлением новой терапии, способной мгновенно нейтрализовать эффект антикоагулянта дабигатрана, врачи могут спасти еще больше жизней».
Теперь у врачей появилась новая возможность оказания экстренной помощи пациентам, получающим антикоагулянт Прадакса®(дабигатран). В 2018 году Министерство здравоохранения Российской Федерации зарегистрировало специфический антагонист к препарату Прадакса® (дабигатран) – препарат Праксбайнд® (идаруцизумаб)4. Клинические исследования показали, что идаруцизумаб быстро и полностью устраняет антикоагулянтный эффект дабигатрана у подавляющего большинства пациентов, которым показано выполнение экстренных хирургических вмешательств/процедур, и у пациентов с жизнеугрожающими или неконтролируемыми кровотечениями4.
- Ревишвили, А.Ш., Шляхто, Е.В., Замятин М.Н. , ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ЭКСТРЕННОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ, ПОЛУЧАЮЩИМ ПРЯМЫЕ ОРАЛЬНЫЕ АНТИКОАГУЛЯНТЫ: СОГЛАСИТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ГРУППЫ ЭКСПЕРТОВ. Вестник Аритмологии, 2018(92): p. 59-72.
- Morillo, C.A., et al., Atrial fibrillation: the current epidemic. Journal of geriatric cardiology : JGC, 2017. 14(3): p. 195-203.
- Andresen, K., et al., Mechanisms of action and clinical use of specific reversal agents for non-vitamin K antagonist oral anticoagulants. Scand Cardiovasc J, 2018. 52(3): p. 156-162
- Инструкция по медицинскому применению препарата Праксбайнд, РУ № ЛП-005017.