На состоявшемся круглом столе в Минпромэнерго России с представителями крупнейших отечественных фармацевтических предприятий впервые была представлена Концепция стратегии развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года
В начале этого года по поручению Правительства Российской Федерации, Министерство промышленности и энергетики начало разрабатывать Стратегию развития отечественной фармацевтической отрасли на период до 2020 года.
В представленной Концепции было отмечено, что основной проблемой является малая доля лекарств на отечественном рынке, произведенных в РФ, причем наблюдается преобладание бренд-дженериков импортного производства, вынуждающих потребителя переплачивать только за торговые марки данных препаратов несколько миллиардов долларов в год. По оценке специалистов, такая ситуация сложилась вследствие того, что в России основным покупателем является сам пациент, который принимает решение о покупке того или иного препарата непрофессионально, в основном под действием рекламы. Как следствие, фармпроизводителям выгоднее и проще вкладывать средства в рекламу торговых наименований, а не в реальные инновации. Исходя из этого, основной целью Стратегии является перевод фарминдустрии на инновационную модель развития, принятую в развитых странах, при которой на рынке представлены либо инновационные препараты, либо качественные дженерики, что делает лекарственные средства более доступными для населения. Важным аспектом Стратегии является присутствие в России всех этапов разработки и производства препаратов, соответствующих международным стандартам качества. Выравнивание долей отечественного и импортного производителей и изменение структуры рынка за счет увеличения доли инновационных препаратов возможно за счет комплекса мер как регуляторного, так и финансового характера. По оценкам Минпромэнерго, к 2020 году необходимо вывести на рынок до 200 инновационных препаратов, в основном отечественной разработки, производимых на территории РФ.
В концепции сформулированы четыре важнейших задачи, стоящих перед отечественной фармацевтической индустрией.
Первая задача — обеспечение национальной лекарственной безопасности. Ее ключевой аспект – гарантированное производство ряда препаратов, начиная с субстанций и кончая готовыми лекарственными формами (ГЛФ), на территории России. Основные инструменты решения – реализация механизмов гарантированных закупок, а также эксклюзивной защиты препаратов, разрабатываемых и выводимых на рынок производителем.
Вторая задача — увеличение рыночной доли качественных отечественных препаратов. Под «отечественными препаратами» понимаются любые препараты, произведенные на территории РФ, независимо от того, кому принадлежит это производство. Основные мероприятия для ее решения: повышение производительности труда в отрасли за счет развития современной производственной базы, отвечающей международным стандартам GMP; повышение конкурентоспособности российских производителей; стимулирование зарубежных компаний к размещению производств ГЛФ и субстанций, а также научных центров на территории России; осуществление госзакупок преимущественно препаратов, произведенных на территории РФ; создание частно-государственных структур, занимающихся покупкой лицензий совместно с российскими фармпроизводителями; стимулирование клинических испытаний, производимых совместно с западными производителями, при которых лицензия на производство и продвижение новых препаратов на территории РФ остается у российского партнера; привлечение западных специалистов в российские компании.
Третья задача – вывод на рынок инновационных отечественных препаратов. Необходимо отметить, что под инновационными препаратами понимаются в первую очередь препараты, у которых под патентной защитой находится само действующее вещество. Однако создание инновационных ГЛФ, значительно улучшающих биодоступность и другие полезные свойства препаратов, в том числе с использованием нанобиотехнологий, также является актуальной задачей. Необходимо стимулировать отечественные фармацевтические компании и разработчиков к созданию собственных препаратов, имеющих импортные инновационные прототипы. Именно такие препараты составляют основную часть инновационных продуктовых портфелей западных фармпроизводителей, поскольку расходы на их разработку значительно меньше, чем разработка оригинальных, первых в своем классе препаратов. В рамках этой задачи предполагается, масштабная государственная поддержка научно-исследовательских работ и кооперационных проектов, а также создание интегрированных структур разработчиков и производителей.
Четвертая задача – это создание экспортоспособных отечественных препаратов, обладающих, в том числе новыми механизмами действия. Залогом успеха в решении этой задачи является наличие традиционно сильных российских научных школ в области химии, биологии и других естественных наук. При этом ключевой проблемой является разрыв между академической наукой и индустрией, который ведет к тому, что новые разработки «не подхватываются» и не внедряются в производство на том этапе, до которого их сегодня в состоянии доводить наука. Этот разрыв должно заполнить государство, используя известные в международной практики инструменты, опирающиеся на частно-государственное партнерство, такие как специализированные гранты, посевные и корпоративные венчурные фонды, специализированные центры разработки лекарств.
По оценкам Минпромэнерго, для запуска инновационного цикла фармацевтической отрасли потребуется привлечение масштабных государственных инвестиций. Так, уже с 2009 года необходимо направлять примерно $200 млн. ежегодно, чтобы запустить указанные механизмы, из которых индустрия на начальном этапе сможет компенсировать не более 25%. Однако по мере расширения инновационных портфелей отечественных производителей, государственные средства будут замещаться инвестициями фармпроизводителей и венчурных фондов, что позволит к 2017-2018 году свести необходимость в бюджетных деньгах практически к нулю. При этом вложенные государственные средства могут вернуться уже к 2020 году в виде дисконтов на отечественные инновационные препараты по госзакупкам по сравнению с западными аналогами.
Критическими элементами стратегии являются также кадры и инфраструктура. Для достижения целей представленной стратегии, необходимо иметь в России к 2015 году не менее 4-5 тысяч молодых профессионалов, владеющих самыми современными технологиями исследований и производства. Очевидно, что часть высококвалифицированных специалистов потребуется привлечь из-за рубежа. По предварительным расчетам, для решения кадрового вопроса необходимо потратить еще не менее $1 млрд.
В совещании участвовали представители Российской Академии Наук, организаций-разработчиков лекарств, а также топ-менеджеры крупнейших отечественных фармацевтических компаний. Основной доклад вызвал живую дискуссию, главной идеей которой стала назревшая необходимость в принятии новой стратегии развития отрасли. По общему мнению участников, ключевой идеей стратегии должно стать инновационное развитие фармацевтической отрасли.
Принять участие в обсуждении этих вопросов теперь может каждый желающий. Недавно начал функционировать web-портал “Фарма2020” (www.pharma2020.ru), созданный как площадка для публичного обсуждения стратегии развития российской фармацевтической промышленности. Создание такого ресурса было предложено на основе взаимодействия фармацевтических компаний с представителями Министерства промышленности и энергетики и профессиональным экспертным сообществом.
Источник: Пресс-релиз Минпромэнерго РФ
На состоявшемся круглом столе в Минпромэнерго России с представителями крупнейших отечественных фармацевтических предприятий впервые была представлена Концепция стратегии развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года
В начале этого года по поручению Правительства Российской Федерации, Министерство промышленности и энергетики начало разрабатывать Стратегию развития отечественной фармацевтической отрасли на период до 2020 года.
В представленной Концепции было отмечено, что основной проблемой является малая доля лекарств на отечественном рынке, произведенных в РФ, причем наблюдается преобладание бренд-дженериков импортного производства, вынуждающих потребителя переплачивать только за торговые марки данных препаратов несколько миллиардов долларов в год. По оценке специалистов, такая ситуация сложилась вследствие того, что в России основным покупателем является сам пациент, который принимает решение о покупке того или иного препарата непрофессионально, в основном под действием рекламы. Как следствие, фармпроизводителям выгоднее и проще вкладывать средства в рекламу торговых наименований, а не в реальные инновации. Исходя из этого, основной целью Стратегии является перевод фарминдустрии на инновационную модель развития, принятую в развитых странах, при которой на рынке представлены либо инновационные препараты, либо качественные дженерики, что делает лекарственные средства более доступными для населения. Важным аспектом Стратегии является присутствие в России всех этапов разработки и производства препаратов, соответствующих международным стандартам качества. Выравнивание долей отечественного и импортного производителей и изменение структуры рынка за счет увеличения доли инновационных препаратов возможно за счет комплекса мер как регуляторного, так и финансового характера. По оценкам Минпромэнерго, к 2020 году необходимо вывести на рынок до 200 инновационных препаратов, в основном отечественной разработки, производимых на территории РФ.
В концепции сформулированы четыре важнейших задачи, стоящих перед отечественной фармацевтической индустрией.
Первая задача — обеспечение национальной лекарственной безопасности. Ее ключевой аспект – гарантированное производство ряда препаратов, начиная с субстанций и кончая готовыми лекарственными формами (ГЛФ), на территории России. Основные инструменты решения – реализация механизмов гарантированных закупок, а также эксклюзивной защиты препаратов, разрабатываемых и выводимых на рынок производителем.
Вторая задача — увеличение рыночной доли качественных отечественных препаратов. Под «отечественными препаратами» понимаются любые препараты, произведенные на территории РФ, независимо от того, кому принадлежит это производство. Основные мероприятия для ее решения: повышение производительности труда в отрасли за счет развития современной производственной базы, отвечающей международным стандартам GMP; повышение конкурентоспособности российских производителей; стимулирование зарубежных компаний к размещению производств ГЛФ и субстанций, а также научных центров на территории России; осуществление госзакупок преимущественно препаратов, произведенных на территории РФ; создание частно-государственных структур, занимающихся покупкой лицензий совместно с российскими фармпроизводителями; стимулирование клинических испытаний, производимых совместно с западными производителями, при которых лицензия на производство и продвижение новых препаратов на территории РФ остается у российского партнера; привлечение западных специалистов в российские компании.
Третья задача – вывод на рынок инновационных отечественных препаратов. Необходимо отметить, что под инновационными препаратами понимаются в первую очередь препараты, у которых под патентной защитой находится само действующее вещество. Однако создание инновационных ГЛФ, значительно улучшающих биодоступность и другие полезные свойства препаратов, в том числе с использованием нанобиотехнологий, также является актуальной задачей. Необходимо стимулировать отечественные фармацевтические компании и разработчиков к созданию собственных препаратов, имеющих импортные инновационные прототипы. Именно такие препараты составляют основную часть инновационных продуктовых портфелей западных фармпроизводителей, поскольку расходы на их разработку значительно меньше, чем разработка оригинальных, первых в своем классе препаратов. В рамках этой задачи предполагается, масштабная государственная поддержка научно-исследовательских работ и кооперационных проектов, а также создание интегрированных структур разработчиков и производителей.
Четвертая задача – это создание экспортоспособных отечественных препаратов, обладающих, в том числе новыми механизмами действия. Залогом успеха в решении этой задачи является наличие традиционно сильных российских научных школ в области химии, биологии и других естественных наук. При этом ключевой проблемой является разрыв между академической наукой и индустрией, который ведет к тому, что новые разработки «не подхватываются» и не внедряются в производство на том этапе, до которого их сегодня в состоянии доводить наука. Этот разрыв должно заполнить государство, используя известные в международной практики инструменты, опирающиеся на частно-государственное партнерство, такие как специализированные гранты, посевные и корпоративные венчурные фонды, специализированные центры разработки лекарств.
По оценкам Минпромэнерго, для запуска инновационного цикла фармацевтической отрасли потребуется привлечение масштабных государственных инвестиций. Так, уже с 2009 года необходимо направлять примерно $200 млн. ежегодно, чтобы запустить указанные механизмы, из которых индустрия на начальном этапе сможет компенсировать не более 25%. Однако по мере расширения инновационных портфелей отечественных производителей, государственные средства будут замещаться инвестициями фармпроизводителей и венчурных фондов, что позволит к 2017-2018 году свести необходимость в бюджетных деньгах практически к нулю. При этом вложенные государственные средства могут вернуться уже к 2020 году в виде дисконтов на отечественные инновационные препараты по госзакупкам по сравнению с западными аналогами.
Критическими элементами стратегии являются также кадры и инфраструктура. Для достижения целей представленной стратегии, необходимо иметь в России к 2015 году не менее 4-5 тысяч молодых профессионалов, владеющих самыми современными технологиями исследований и производства. Очевидно, что часть высококвалифицированных специалистов потребуется привлечь из-за рубежа. По предварительным расчетам, для решения кадрового вопроса необходимо потратить еще не менее $1 млрд.
В совещании участвовали представители Российской Академии Наук, организаций-разработчиков лекарств, а также топ-менеджеры крупнейших отечественных фармацевтических компаний. Основной доклад вызвал живую дискуссию, главной идеей которой стала назревшая необходимость в принятии новой стратегии развития отрасли. По общему мнению участников, ключевой идеей стратегии должно стать инновационное развитие фармацевтической отрасли.
Принять участие в обсуждении этих вопросов теперь может каждый желающий. Недавно начал функционировать web-портал “Фарма2020” (www.pharma2020.ru), созданный как площадка для публичного обсуждения стратегии развития российской фармацевтической промышленности. Создание такого ресурса было предложено на основе взаимодействия фармацевтических компаний с представителями Министерства промышленности и энергетики и профессиональным экспертным сообществом.
Источник: Пресс-релиз Минпромэнерго РФ