Весь 2008 год с самых высоких государственных трибун звучали слова о необходимости государственной поддержки российской фармацевтической промышленности. Не раз говорилось о том, что отсутствие четкой государственной политики по поддержке и стимулированию развития отечественной фармпромышленности напрямую затрагивает интересы национальной безопасности России.
Консолидировать всю активность по созданию конкретных механизмов и инструментов поддержки и развития отечественной фарминдустрии был призван проект «Стратегии развития российской фармацевтической промышленности до 2020 года», разработанной Министерством промышленности и торговли РФ.
В последней месяц в некоторых СМИ были опубликованы материалы, касающиеся отзыва Министерства финансов РФ на проект Стратегии, который указывает на невозможность выполнения целого ряда финансовых инструментов, заложенных в Стратегии, тем самым существенным образом ограничивая возможность достижения целей Стратегии – развития российской фармпромышленности.
Согласно отзыву Министерство финансов РФ выразило несогласие с проектом Стратегии как противоречащим существующему законодательству, в том числе Налоговому Кодексу. Мы считаем, что давать оценку проекту Стратегии исходя из текущих фискальных интересов и соответствия текущему законодательству нецелесообразно и бесмыссленно, поскольку стратегия имеет своей целью будущее развитие фармотрасли при условии изменения целого ряда параметров существующего контекста. Устаревшая, не отвечающая реалиям дня нормативно-правовая база является одним из этих параметров, и, как следует из проекта Стратегии, нуждается в пересмотре и модернизации.
Не вдаваясь во все детали отзыва Минфина на проект Стратегии, считаем необходимым обратить внимание на одно из наиболее важных положений, связанных с повышением таможенных пошлин. Весь мировой опыт подтверждает возможность и в некоторых случаях необходимость проведения протекционистской политики, в первую очередь выражающуюся в высоком уровне тарифной защиты. Так, импортные пошлины в Китае – одни из самых высоких в мире – 40% от стоимости импорта, в США рассматривается законопроект "О свободной торговле с КНР", согласно которому весь импорт из КНР может быть обложен специальной заградительной пошлиной в 27,5%. В Российской Федерации таможенные пошлины в среднем составляют 10%.
Всем известный факт, что конкурентоспособность локальной фармпромышленности – вопрос национальной безопасности. Не случайно необходимость выработки стратегии развития российской фармпромышленности обсуждалась на уровне Совета безопасности РФ в феврале с.г., где говорилось о необходимости создания механизмов защиты интересов отечественной фарминдустрии. В настоящий момент российские лекарства занимают около 17% рынка, в программе ДЛО доля отечественных препаратов — 9%. Россия уже перешла порог, за которым зависимость от импорта лекарств признается критической. Нет необходимости говорить, насколько серьезными последствиями может обернуться для страны существующее положение вещей.
Эксперты Минфина РФ ссылаются на недопустимость дискриминационного характера налоговых ставок для российских и зарубежных производителей. Мы считаем, что учитывая особую значимость отечественной фармпромышленности, имеющей стратегически важное значение для безопасности государства, необходимо ставить вопрос о создании особых условий и положений для российской фармацевтической промышленности, в том числе в налоговом законодательстве как одном из механизмов, способном существенно простимулировать подъем национального фармпроизводства.
В этом контексте важно заметить, что вся нормативно-правовая база, регулирующая обращение лекарственных средств, предъявляет разные требования к российским и зарубежным фармпроизводителям и предоставляет преференции зарубежным игрокам. Уже не раз говорилось о необходимости устранить дисбаланс регуляторных требований к отечественным и зарубежным фармпроизводителям. Однако на сегодняшний день дискриминационные положения многих нормативных документов, ставящие в более выгодные условия зарубежных поставщиков, сохраняются.
Об АРФП:
Ассоциация Российских Фармацевтических Производителей (АРФП) была основана в 2002 году. В состав АРФП входят 16 ведущих российских фармпредприятий, на долю которых приходится более 50% лекарственных средств, выпускаемых в стране, 40% экспорта, 70% отечественных лекарственных средств в программе ОНЛС.
Деятельность Ассоциации призвана содействовать повышению конкурентоспособности отечественной фармацевтической отрасли и способствовать интеграции отечественной фармацевтической промышленности в мировой рынок при сохранении и увеличении производственного и финансового потенциала предприятий отрасли. АРФП является членом Торгово-промышленной палаты РФ, активно сотрудничает с профильными федеральными государственными органами власти: Минздравсоцразвития РФ, Росздравнадзором, Минпромторговли РФ, Комитетом Государственной Думы РФ по охране здоровья.
По итогам 2007 года АРФП заняла 1 место в номинации «Общественная организация» Открытого конкурса профессионалов фармацевтического рынка «Платиновая Унция».
Компании-члены АРФП: ОАО «ХФК «Акрихин», ОАО «Валента», ОАО «Верофарм», ООО «Герофарм», ОАО «Дальхимфарм», ЗАО «ЗиО-Здоровье», ООО «КРКА-РУС», ОАО «Нижфарм», ЗАО «ФП «Оболенское», НПО «Петровакс Фарм», ООО «НТФФ «Полисан», ЗАО «Сервье», ЗАО «ФармФирма «Сотекс», ЗАО «Фарм-Синтез», ОАО «Фармстандарт», ООО «Хемофарм».