Данную инициативу депутаты планировали внести на рассмотрение в Госдуму еще в марте 2025 года. Однако тогда автор законопроекта Ярослав Нилов сообщил, что ждет «позицию правительства, чтобы инициировать рассмотрение законопроекта». В своих социальных сетях парламентарий подчеркивал, что «отказ пропустить машину скорой помощи, которая спешит к больному, следует рассматривать шире, чем обычное дорожное хамство».
В пояснительной записке говорится, что мера необходима, так как «участившиеся в последнее время случаи непредоставления преимущества именно в движении машинам скорой медицинской помощи свидетельствуют о недостаточности санкций, предусмотренных за такое административное правонарушение».
Правительство РФ в своем отзыве на законопроект отметило, что вносимая в статью КоАП часть предусматривает лишь меры ответственности за нарушение правил, но при этом не устанавливает самостоятельные правила. Также правительство указывает, что «в пояснительной записке к законопроекту отсутствует информация о результатах анализа статистических данных и материалов правоприменительной практики, свидетельствующих о недостаточности или неэффективности действующего правового регулирования». В итоге правительство пришло к выводу, что рассмотрение вопроса о дальнейшем усилении административной ответственности за рассматриваемое правонарушение является преждевременным.
В настоящее время статья 12.17 КоАП РФ предусматривает наказание за «непредоставление преимущества в движении» транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами. Максимальные санкции по этой статье – административный штраф от 4,5 тысячи до 7,5 тысячи рублей или лишение права управления автомобилем на срок от трех месяцев до года. Такое наказание может повлечь непропуск транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.
Кроме того, в КоАП РФ есть статья 6.36, которая предусматривает административный штраф от 4 тысяч до 5 тысяч рублей за воспрепятствование «в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи». В случаях, когда такое деяние повлекло причинение тяжкого вреда пациенту, может наступить и уголовная ответственность – по статье 124.1 УК РФ. Максимальное наказание по ней (если деяние повлекло смерть пациента) – ограничение, лишение свободы или принудительные работы сроком до четырех лет (изменения в УК утверждены в 2019 году).
Тематические варианты решения проблем, связанных с отказом автолюбителей пропускать спецтранспорт, предлагаются и на региональных уровнях. Так, в феврале 2023 года в Центре организации дорожного движения правительства Москвы сообщили, что в столице в одной из машин скорой помощи в пилотном режиме установлен комплекс, фиксирующий нарушение ПДД – препятствование проезду «скорой». Тогда тестировались алгоритмы работы камер, и какие-либо санкции предусмотрены не были. Ранее распространилась информация, что водители в центре Москве якобы могут «моментально получить штраф», если не пропустят машину скорой помощи. Об итогах пилотного проекта пока не сообщалось.
В июне 2024 года сенатор Айрат Гибатдинов обратился к главе Минздрава РФ Михаилу Мурашко с инициативой разрешить сотрудникам скорой помощи таранить автомобили, мешающие проезду, в случае крайней необходимости. Предложение Гибатдинова связано со случаем, когда жительница Санкт-Петербурга в течение 10 минут не давала выехать со двора машине «скорой». Тогда сенатор подчеркивал, что хотя закон и предусматривает наказание за намеренное воспрепятствование оказанию скорой помощи, бригады медиков на данный момент не имеют законных оснований, которые позволяли бы им устранять преграды, блокирующие проезд. О дальнейшем движении инициативы на данный момент информации нет.
Данную инициативу депутаты планировали внести на рассмотрение в Госдуму еще в марте 2025 года. Однако тогда автор законопроекта Ярослав Нилов сообщил, что ждет «позицию правительства, чтобы инициировать рассмотрение законопроекта». В своих социальных сетях парламентарий подчеркивал, что «отказ пропустить машину скорой помощи, которая спешит к больному, следует рассматривать шире, чем обычное дорожное хамство».
В пояснительной записке говорится, что мера необходима, так как «участившиеся в последнее время случаи непредоставления преимущества именно в движении машинам скорой медицинской помощи свидетельствуют о недостаточности санкций, предусмотренных за такое административное правонарушение».
Правительство РФ в своем отзыве на законопроект отметило, что вносимая в статью КоАП часть предусматривает лишь меры ответственности за нарушение правил, но при этом не устанавливает самостоятельные правила. Также правительство указывает, что «в пояснительной записке к законопроекту отсутствует информация о результатах анализа статистических данных и материалов правоприменительной практики, свидетельствующих о недостаточности или неэффективности действующего правового регулирования». В итоге правительство пришло к выводу, что рассмотрение вопроса о дальнейшем усилении административной ответственности за рассматриваемое правонарушение является преждевременным.
В настоящее время статья 12.17 КоАП РФ предусматривает наказание за «непредоставление преимущества в движении» транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами. Максимальные санкции по этой статье – административный штраф от 4,5 тысячи до 7,5 тысячи рублей или лишение права управления автомобилем на срок от трех месяцев до года. Такое наказание может повлечь непропуск транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.
Кроме того, в КоАП РФ есть статья 6.36, которая предусматривает административный штраф от 4 тысяч до 5 тысяч рублей за воспрепятствование «в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи». В случаях, когда такое деяние повлекло причинение тяжкого вреда пациенту, может наступить и уголовная ответственность – по статье 124.1 УК РФ. Максимальное наказание по ней (если деяние повлекло смерть пациента) – ограничение, лишение свободы или принудительные работы сроком до четырех лет (изменения в УК утверждены в 2019 году).
Тематические варианты решения проблем, связанных с отказом автолюбителей пропускать спецтранспорт, предлагаются и на региональных уровнях. Так, в феврале 2023 года в Центре организации дорожного движения правительства Москвы сообщили, что в столице в одной из машин скорой помощи в пилотном режиме установлен комплекс, фиксирующий нарушение ПДД – препятствование проезду «скорой». Тогда тестировались алгоритмы работы камер, и какие-либо санкции предусмотрены не были. Ранее распространилась информация, что водители в центре Москве якобы могут «моментально получить штраф», если не пропустят машину скорой помощи. Об итогах пилотного проекта пока не сообщалось.
В июне 2024 года сенатор Айрат Гибатдинов обратился к главе Минздрава РФ Михаилу Мурашко с инициативой разрешить сотрудникам скорой помощи таранить автомобили, мешающие проезду, в случае крайней необходимости. Предложение Гибатдинова связано со случаем, когда жительница Санкт-Петербурга в течение 10 минут не давала выехать со двора машине «скорой». Тогда сенатор подчеркивал, что хотя закон и предусматривает наказание за намеренное воспрепятствование оказанию скорой помощи, бригады медиков на данный момент не имеют законных оснований, которые позволяли бы им устранять преграды, блокирующие проезд. О дальнейшем движении инициативы на данный момент информации нет.