В срок до 16 декабря, указано в базе нижней палаты парламента, необходимо представить поправки к законопроекту.
К первому чтению Комитет Госдумы по науке и высшему образованию предложил поправку, согласно которой за НМИЦ нужно закрепить право осуществлять образовательную деятельность по основным образовательным программам и дополнительным образовательным программам (ДПО). Авторы этой инициативы настаивают – решение позволит центрам не только проводить фундаментальные и прикладные научные исследования, но и принимать участие в подготовке кадров. Для этого НМИЦ смогут применять «новейшие технологии, специальные знания и уникальные навыки».
Однако сейчас НМИЦ уже имеют право вести образовательную деятельность по программам ординатуры и специалитета, но при соответствии ряду условий. Так, у претендующих на осуществление подготовки по специальностям направления «здравоохранение и медицинские науки» центров должно быть структурное подразделение для оказания первичной медико-санитарной помощи, а также стационар на не менее чем 800 коек по минимум 30 профилям медпомощи. Еще одним условием является проведение в НМИЦ фундаментальных научных исследований в интересах здравоохранения в течение последних пяти лет.
Перед рассмотрением в первом чтении сразу несколько фракций заявили, что намерены поддержать документ. Первый зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Леонид Огуль отметил, что фракция «Единая Россия» будет голосовать за данный законопроект. По его словам, решение послужит «развитию высокотехнологичной медицинской помощи, медицинской науки, повышению качества медицинской помощи и ее доступности для каждого гражданина». За принятие проекта ФЗ в первом чтении проголосовал и Комитет по охране здоровья.
Глава этого комитета Сергей Леонов (фракция ЛДПР) сообщил, что его партия поддерживает принятие законопроекта. Леонов добавил, что фракция рассматривает данную инициативу как «важный шаг к развитию единого научно-практического пространства в российском здравоохранении».
«Наделение статусом НМИЦ позволит ведущим региональным клиникам на системной основе заниматься внедрением новых методов диагностики и лечения, анализом применения лекарственных препаратов и медицинских изделий, а также усилить координацию и методическую поддержку медицинского сообщества в рамках своих профильных направлений, что в итоге должно повысить доступность и качество высокотехнологичной помощи для пациентов по всей стране», – резюмировал Леонов.
Правительство РФ внесло
проект ФЗ на рассмотрение Госдумы в начале ноября 2025 года. В пояснительной записке отмечалось, что законопроект позволит закрепить статус НМИЦ и обеспечить межведомственный характер их функционирования. В проекте прописаны цели наделения таких центров соответствующими функциями. Это, например, реализация госполитики в сфере здравоохранения, совершенствование организации оказания медпомощи, методическое обеспечение медицинской деятельности и аналитическая работа, развитие медицинской науки и инноваций в сфере здравоохранения.
Так, одной из основных функций НМИЦ может стать методическое сопровождение медицинских организаций в регионах. Предполагается, что решение поможет выстроить логистическую вертикаль, обеспечивающую преемственность по уровням медицинской помощи и позволяющую повысить качество ее оказания. Среди прочего запланировано проведение консультаций и консилиумов с применением телемедицинских технологий, осуществление выездных мероприятий в медорганизации для выявления проблем и их причин и оказание содействия в формировании эффективной системы.
Методическое сопровождение позволит внедрять новые методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проводить сбор и анализ информации о случаях назначения и применения препаратов в соответствии с показателями, не прописанными в инструкциях по их применению (off-label), а также данных о случаях назначения и применения незарегистрированных препаратов.
В проекте ФЗ прописано, что финансовое обеспечение исполнения функций НМИЦ будет производиться из средств федерального бюджета – для центров, которые подведомственны федеральным регуляторам, и из региональных бюджетов – для центров, подведомственных властям субъектов, а также из «иных не запрещенных законодательством РФ источников».
В финансово-экономическом обосновании к законопроекту указано, что расходные обязательства предусмотрены в федеральном бюджете на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов. Так, на расширение сети центров, осуществляющих методическое сопровождение медорганизаций субъектов, в 2025–2030 годах потребуется 26,485 млрд рублей, а не мероприятие «Проведение НМИЦ консультаций или консилиумов экспертного уровня с применением телемедицинских технологий медицинских организаций субъектов Российской Федерации» – 9,3 млрд рублей.
В срок до 16 декабря, указано в базе нижней палаты парламента, необходимо представить поправки к законопроекту.
К первому чтению Комитет Госдумы по науке и высшему образованию предложил поправку, согласно которой за НМИЦ нужно закрепить право осуществлять образовательную деятельность по основным образовательным программам и дополнительным образовательным программам (ДПО). Авторы этой инициативы настаивают – решение позволит центрам не только проводить фундаментальные и прикладные научные исследования, но и принимать участие в подготовке кадров. Для этого НМИЦ смогут применять «новейшие технологии, специальные знания и уникальные навыки».
Однако сейчас НМИЦ уже имеют право вести образовательную деятельность по программам ординатуры и специалитета, но при соответствии ряду условий. Так, у претендующих на осуществление подготовки по специальностям направления «здравоохранение и медицинские науки» центров должно быть структурное подразделение для оказания первичной медико-санитарной помощи, а также стационар на не менее чем 800 коек по минимум 30 профилям медпомощи. Еще одним условием является проведение в НМИЦ фундаментальных научных исследований в интересах здравоохранения в течение последних пяти лет.
Перед рассмотрением в первом чтении сразу несколько фракций заявили, что намерены поддержать документ. Первый зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Леонид Огуль отметил, что фракция «Единая Россия» будет голосовать за данный законопроект. По его словам, решение послужит «развитию высокотехнологичной медицинской помощи, медицинской науки, повышению качества медицинской помощи и ее доступности для каждого гражданина». За принятие проекта ФЗ в первом чтении проголосовал и Комитет по охране здоровья.
Глава этого комитета Сергей Леонов (фракция ЛДПР) сообщил, что его партия поддерживает принятие законопроекта. Леонов добавил, что фракция рассматривает данную инициативу как «важный шаг к развитию единого научно-практического пространства в российском здравоохранении».
«Наделение статусом НМИЦ позволит ведущим региональным клиникам на системной основе заниматься внедрением новых методов диагностики и лечения, анализом применения лекарственных препаратов и медицинских изделий, а также усилить координацию и методическую поддержку медицинского сообщества в рамках своих профильных направлений, что в итоге должно повысить доступность и качество высокотехнологичной помощи для пациентов по всей стране», – резюмировал Леонов.
Правительство РФ внесло
проект ФЗ на рассмотрение Госдумы в начале ноября 2025 года. В пояснительной записке отмечалось, что законопроект позволит закрепить статус НМИЦ и обеспечить межведомственный характер их функционирования. В проекте прописаны цели наделения таких центров соответствующими функциями. Это, например, реализация госполитики в сфере здравоохранения, совершенствование организации оказания медпомощи, методическое обеспечение медицинской деятельности и аналитическая работа, развитие медицинской науки и инноваций в сфере здравоохранения.
Так, одной из основных функций НМИЦ может стать методическое сопровождение медицинских организаций в регионах. Предполагается, что решение поможет выстроить логистическую вертикаль, обеспечивающую преемственность по уровням медицинской помощи и позволяющую повысить качество ее оказания. Среди прочего запланировано проведение консультаций и консилиумов с применением телемедицинских технологий, осуществление выездных мероприятий в медорганизации для выявления проблем и их причин и оказание содействия в формировании эффективной системы.
Методическое сопровождение позволит внедрять новые методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проводить сбор и анализ информации о случаях назначения и применения препаратов в соответствии с показателями, не прописанными в инструкциях по их применению (off-label), а также данных о случаях назначения и применения незарегистрированных препаратов.
В проекте ФЗ прописано, что финансовое обеспечение исполнения функций НМИЦ будет производиться из средств федерального бюджета – для центров, которые подведомственны федеральным регуляторам, и из региональных бюджетов – для центров, подведомственных властям субъектов, а также из «иных не запрещенных законодательством РФ источников».
В финансово-экономическом обосновании к законопроекту указано, что расходные обязательства предусмотрены в федеральном бюджете на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов. Так, на расширение сети центров, осуществляющих методическое сопровождение медорганизаций субъектов, в 2025–2030 годах потребуется 26,485 млрд рублей, а не мероприятие «Проведение НМИЦ консультаций или консилиумов экспертного уровня с применением телемедицинских технологий медицинских организаций субъектов Российской Федерации» – 9,3 млрд рублей.


