Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) удовлетворил жалобу Артема Патранина, находящегося в тюремной больнице исправительной колонии № 2 Казани, на ненадлежащую медицинскую помощь.
Прогрессирующий рассеянный склероз был выявлен у Артема Патранине в 1999 году. Ему была присвоена первая группа инвалидности.
В 2012 году он был арестован по подозрению в ряде преступлений, включая участие в организованной преступной группировке и убийстве. Как утверждал впоследствии Патранин, его самочувствие с момента ареста ухудшилось, так как в месте его содержания не было необходимых медицинских специалистов. Тогда же у него была обнаружена двигательная дисфункция – мужчина мог передвигаться только с помощью трости. В сентябре 2012 года он перенес эпилептический приступ, что привело к параличу левой стороны тела. Врачи установили, что серьезность состояния заявителя исключает его содержание под стражей, поэтому арестованный был отпущен из СИЗО.
Верховный суд Татарстана в мае 2013 года признал Патранина виновным и приговорил его к десяти годам колонии строгого режима, однако отметил, что под стражу преступника брать нельзя до рассмотрения апелляции, так как его состояние было тяжелым – на заседания суда его доставляли на носилках. После вступления приговора в силу Патранин был направлен в тюремную больницу, так как врачи сочли, что его состояние не настолько тяжелое, чтобы отпустить осужденного на свободу. Сам же преступник утверждал, что не может сидеть, вставать и ходить, а также есть и пить без посторонней помощи.
Патранин пожаловался в различные инстанции, заявив, что ему требуется постоянная помощь и лечение, которое пенитенциарная система оказать не в силах, а также просил дать возможность независимому врачу осмотреть его. Не дождавшись ответа, Патранин в феврале 2014 года направил жалобу в ЕСПЧ. В своем обращении он ссылался на статью 34 (право на подачу индивидуальной жалобы), статью 3 (запрещение пыток) и статью 13 (право на средство эффективной правовой помощи) Конвенции по правам человека. Страсбургский суд рекомендовал российским властям провести немедленный медосмотр с участием независимых от пенитенциарной системы экспертов, включая невролога и специалиста по эпилепсии.
Эксперты должны были установить, получил ли заявитель медицинский уход, соответствующий состоянию его здоровья; можно ли держать заявителя в таком состоянии под стражей в условиях исправительной колонии и тюремной больницы, и есть ли необходимость в нахождении в специализированной больнице или освобождении из-под стражи.
Как передает РАПСИ со ссылкой на решение ЕСПЧ, российская сторона на запрос международного суда предоставила пакет документов, в том числе копию истории болезни, доклада медицинской комиссии, проведенной в декабре 2013 года, и заявила, что Патранин получил необходимую медпомощь.
Страсбургский суд определил, что Россия нарушила статью 34 (право на подачу индивидуальной жалобы), статью 3 (запрещение пыток) и статью 13 (право на средство эффективной правовой помощи) Конвенции по правам человека, присудив заявителю 15 тысяч евро в качестве компенсации морального вреда и 900 евро издержек.