Как сообщили в пресс-службе ФАС России, основные изменения, предлагаемые «третьим антимонопольным пакетом», направлены на уточнение требований к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям, уточнение критериев монопольно высокой цены и закреплением права Правительства Российской Федерации определять правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий, а также на уточнение порядка осуществления государственного контроля за экономической концентрацией и порядка рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Изменения, внесенные в Федеральный закон «О защите конкуренции» предоставляют антимонопольному органу право направлять предостережения должностным лицам хозяйствующих субъектов, публично заявляющим о планируемом поведении на рынке, если такое заявление может привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Федеральный закон «О защите конкуренции» дополняется новой статьей 18, устанавливающей административную процедуру рассмотрения жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
Кроме того, «Третьим антимонопольным пакетом» уточняется состав уголовной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства, а также уточняется ряд процессуальных норм, определяющих порядок производства по делу об административном правонарушении.
Также «третий антимонопольный пакет» дает право антимонопольному органу выдавать хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Если компания доминирует на рынке, ФАС вправе предписать ей разработку коммерческой политики по условиям отбора контрагентов, эту информацию компания обязана разместить на своем сайте для неопределенного круга лиц. Эта норма коснется всех рынков, но, как отмечал ранее начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС РФ Тимофей Нижегородцев, продиктована она была, в первую очередь, проблемами на фармацевтическом рынке. «Очень многие действия фармацевтических компаний, совершаемые в рамках адвокатирования и лоббирования, можно позиционировать как коррупционные. Свои выплаты чиновникам и органам, формирующим технические задания под конкретные лоты, а также специалистам, которые перед регистрацией ЛС манипулируют формой выпуска и дозировкой, сами компании объясняют сложным рынком и дремучим законодательством», — говорит Т. Нижегородцев. То же самое, по его словам, происходит при формировании конкурсной документации, сроков годности.