Сотрудники ЦНИИОИЗ Минздрава РФ оценили изменения в нормативно-правовом регулировании системы ОМС в 2021 году. Отчет в основном касается новой системы финансирования работы федеральных медцентров, но есть тезис и о медпомощи, оказанной сверх плановых объемов. Ее в центре характеризуют как «косвенный показатель потребности населения в медпомощи».
«Считаем необходимым организовать учет сверхплановых объемов медицинской помощи. Это не только сумма неоплаченных счетов, но и косвенный показатель потребности населения в медицинской помощи», — отмечается в докладе.
В законодательстве об ОМС существует понятие распределения объемов медпомощи исходя из «потребности застрахованных лиц в медицинской помощи», но понятие «потребность застрахованных лиц в медицинской помощи» не расшифровывается. «Необходима выработка четких критериев распределения объемов медицинской помощи в указанных случаях», — отмечают в ЦНИИОИЗ.
По данным Счетной палате, в среднем по стране доля случаев оказания медпомощи по ОМС сверх запланированного объема составляет 1-2%. Однако в ряде регионов в 2020 году отклонение от плана достигает 13–18%, в зависимости от условий оказания медпомощи. Самое значительное расхождение было зафиксировано в дневном стационаре.
Аудиторы, к тому же, отмечали, что заболеваемость не учитывается при формировании терпрограмм – это невозможно ни методологически, ни фактически ввиду нехватки финансирования. По данным Аналитического центра Vademecum, только за январь 2019 – май 2020 года арбитражные суды удовлетворили иски по поводу сверхобъемов на сумму более 750 млн рублей.
Также в ЦНИИОИЗ отметили риски возникновения дефицита бюджета ФФОМС в 2021-2023 году. Параметры прогнозировались без учета «второй волны» COVID-19 и в 2021 — 2023 годы расходы фонда превысят его доходы. В 2021 году дефицит бюджета составит 11,57 млрд рублей, в 2022 году — 1,46 млрд рублей, а в 2023 году планируется его минимизировать за счет перераспределения остатков.
Этот инструмент используется в нынешнем году – оставшиеся с 2020 года средства составляют 68,6 млрд рублей. «Однако, начиная с 2024 года, этот источник погашения дефицита будет практически исчерпан», — считают авторы доклада ЦНИИОИЗ.