Поводом для возбуждения уголовного дела по ст. 293 (халатность) и ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности) против Марины Сармосян стали заявления четырех бывших пациенток роддома. По их словам, в медучреждении проводили «агрессивные роды», отказывая в кесаревом сечении. «Подобные обстоятельства и многочисленные обращения граждан не могут оставить равнодушным никого – ни жителей Москвы, ни Российской Федерации», – сказал в видеоролике заместитель руководителя 1-го отдела по расследованию особо важных дел ГСУ СК РФ по Москве Владимир Меньшов.
Одна из пострадавших – Татьяна Бенграф – тоже обозначила свою позицию. Более года назад в роддоме родилась ее дочь Оливия, которая, по словам женщины, стала инвалидом с паллиативным статусом из-за неправильных действий врачей. Как поясняет Бенграф, «три мужика» давили ей на живот, а сама она ничего не чувствовала из-за передозировки эпидуральной анестезией.
До этого она рассказала изданию «Москва 24», что врачи «раздавили» ребенку череп, после чего главврач Марина Сармосян, сделав надрез, «выдрала ребенка за голову». Также она утверждает, что после того, как на врача завели уголовное дело, в роддоме пытались подделать ее историю беременности и родов. «Это мои вторые роды, <…> и я прекрасно понимаю, как должна проходить родовая деятельность, что должно происходить, в какой момент нужно принять какое-то решение. Там был ряд ошибок, которые просто шли одна за одной», – добавила Татьяна Бенграф.
</…>
Средний показатель доли кесарева сечения от общего количества родов по Москве – 30%, а в роддоме №27 – 13%. «История о том, что там якобы не хотели проводить операции кесарева сечения, явно надуманная. Как пояснила Сармосян, таких установок не было и не могло быть. Любое оперативное вмешательство всегда проводилось по медицинским показаниям, никаких якобы поощряемых со стороны Департамента здравоохранения Москвы или иным образом статистических показателей по проценту кесаревых сечений не было и нет», – пояснял Vademecum адвокат Марины Сармосян Геворг Дангян.
Уголовное дело против Марины Сармосян было заведено 8 декабря 2019 года, через два дня после того, как из роддома были уволены все заведующие отделениями. Она была помещена в СИЗО, однако 19 декабря из-за широкого общественного резонанса в СМИ и соцсетях Сармосян перевели под домашний арест.
«По пустому, абсолютно не конкретному обвинению врача поместили в СИЗО. У Сармосян – сотни операций кесарева сечения. В суд приходили рожавшие у нее женщины, была мама, у которой трое детей путем кесарева сечения родились с помощью Сармосян. Какой врач пойдет на риск, а главное – для чего, если есть медицинские показания? Родители в тяжелом эмоциональном состоянии, что вызывать может только сочувствие. Но что за измышления разносят СМИ? Неблагоприятные исходы медицинской помощи бывают, но это не дает никому права безосновательно назначать виновных, оскорблять, выносить вердикт», – возмущается Геворг Дангян.
В поддержку врача высказывались гендиректор ГК «Мать и дитя» Марк Курцер и президент Нацмедпалаты Леонид Рошаль, также были созданы петиции. Одну из них на момент публикации подписали более 16 тысяч человек. «Это вопиющий случай, когда главврача по статье «халатность» увольняют с должности за то, что у нее на шесть тысяч родов один новорожденный умер и трое получили осложнения. Тогда и меня, извините, надо завтра уволить. Потому что это медицина, это болезни. Мы не боги, во всем мире дети умирают в родильных домах, имеют осложнения», – говорил Леонид Рошаль.
Сразу после увольнения всех заведующих отделениями и ареста Сармосян руководителем учреждения стала Елена Семейкина, возглавлявшая родильный дом ГКБ им. С.П. Боткина (ранее родильный дом №32), а заведующие этого роддома заняли места уволенных из роддома №27. Бывшие заведующие отделениями роддома №27 связали свое увольнение с необходимостью обеспечить рабочие места другому коллективу – сотрудникам роддома ГКБ им. С.П. Боткина, который закрывается на ремонт. Департамент здравоохранения Москвы на запрос Vademecum о закрытии роддома №32 так и не ответил, однако эту информацию подтвердили в приемной филиала.
ГУ СК РФ по Москве