В России зарегистрирован Виндакель™(тафамидис) —
первый и единственный препарат для терапии
транстиретиновой семейной амилоидной полинейропатии (ТТР-САП) – смертельного генетического заболевания.
21 сентября 2017 года в Москве прошел симпозиум, посвященный терапии транстиретинового амилоидоза, на котором компания Pfizer представила российским специалистам препарат Виндакель™ (тафамидис). Это первое и единственное лекарственное средство для лечения транстиретиновой семейной амилоидной полинейропатии (ТТР-САП ), зарегистрированное в Европе, Японии и Латинской Америке, которое теперь стало доступно и в России.
Транстиретиновая семейная амилоидная полинейропатия (ТТР-САП) — это редкое, неуклонно прогрессирующее, летальное нейродегенеративное заболевание, характеризующееся симптомами прогрессирующей сенсо-моторной и вегетативной невропатии. Причиной развития болезни является генетическая мутация белка транстиретина — переносчика гормонов щитовидной железы и витамина А, который в норме имеет форму тетрамера и вырабатывается в печени. Однако вследствие мутации синтезируется белок нестойкой структуры, что приводит к его распаду на олигомеры, патологической агрегации и отложению амилоидных фибрилл в различных тканях. Заболеванием страдают примерно 10 000 человек во всем мире.[1] На данный момент наибольшее количество случаев заболевания выявлено в Португалии, Японии и Швеции.[2]
В рамках мероприятия российские и европейские специалисты поделились своим опытом диагностики и терапии пациентов с этим тяжелым заболеванием.
В настоящее время ТТР-САП плохо диагностируется: заболевание выявляется, как правило, только через 4 года после появления симптомов. Начальные симптомы заболевания достаточно неспецифичны, и поэтому большинство пациентов не получают верный диагноз на первых стадиях заболевания. Заболевание может развиваться в достаточно молодом возрасте, около 30 лет[3], при этом ожидаемая продолжительность жизни с момента первого появления симптомов не превышает 10 лет[4].
Эксперты единодушно отметили, что диагностика ТТР-САП требует мультидисциплинарного подхода. Многообразие симптомов и фенотипические особенности часто вводят врачей в заблуждение, и правильное лечение откладывается до тех пор, пока проявления заболевания не приведут пациента к инвалидности. Осведомленность неврологов, кардиологов и врачей других специальностей о ТТР-САП, умение его диагностировать — самое сильное оружие в борьбе с этим фатальным заболеванием.
Клаудио Рапецци, доцент кафедры кардиологии, Руководитель департамента кардиологии, Университет Болоньи, Италия:
«Этот тип амилоидоза поистине «великий притворщик». Кардиомиопатия вызванная транстиретиновым амилоидозом умело маскируется под другие кардиологические заболевания: до 47% пациентов с данным заболеванием ранее наблюдались у кардиологов по причине сердечной недостаточности и аритмий. Многоликость ТТР-САП мешает ранней диагностике и осложняет дальнейшее лечение».
Поскольку TTР-САП является необратимо прогрессирующим заболеванием, важно диагностировать и начать лечение как можно раньше, до того как неврологические и вегетативные симптомы заболевания начнут прогрессировать и станут тяжелыми.2,5,6
По мере прогрессирования патологического процесса ТТР-САП основными признаками и симптомами обычно являются сенсорнo-моторная полинейропатия, начинающаяся в нижних конечностях с последующим вовлечением верхних конечностей, а также развитием автономной полинейропатии, что постепенно влияет на повседневную деятельность и подвижность.[5],[6],[7] Пациент с ТТР-САП в конечном итоге будет прикован к инвалидному креслу и абсолютно нетрудоспособен.6 Прогрессирование заболевания необратимо, сопровождается сильным истощением и заканчивается смертью в результате вегетативной дисфункции, почечной недостаточности или заболевания сердца.
Помимо физических симптомов, ТТР-САП влияет на пациентов эмоционально, что еще больше ухудшает качество их жизни. Многие пациенты с ТТР-САП чувствуют потерю своего здоровья, самооценки и независимости и часто воспринимают болезнь как смертный приговор[8]. Из-за генетической природы заболевания члены семьи пациентов с диагнозом ТТР-САП также подвержены риску развития болезни, поэтому им рекомендуется генетическое тестирование5.
При подозрении диагноз TTР-САП может быть подтвержден проведением генетического скрининга, который представляет собой простой анализ крови для определения наличия мутации гена транстиретина5,[9].
Александр Владимирович Поляков, профессор, доктор биологических наук, заведующий лабораторией ДНК-диагностики ФГБНУ «Медико-генетический научный центр»:
«На данный момент, мутации гена транстиретина выявлены у 19 людей по всей России, что с учетом частоты заболевания в 1:100 000 может говорить о 2%-ном уровне диагностики. 14 из 19 подтвержденных случаев были обнаружены в тех регионах, где есть высокий уровень генетической экспертизы: в Москве и Санкт-Петербурге. Подобное распределение выявляемости очередной раз подтверждает гипотезу о низком уровне диагностики ТТР-САП в России».
Ранее трансплантация печени была единственным вариантом терапии ТТР-САП, однако с появленем Виндакель™ у пациентов появилась возможность альтернативного лечения. Виндакель™ – это наиболее изученное лекарственное средство для TTР-САП, созданное в результате инновационных исследований и разработок, проведенных за последние 20 лет, которое позволяет значительно продлить жизнь пациентов и замедлить прогрессирование повреждения нервной системы.[10],[11] Это первое и единственное лекарственное средство для лечения транстиретиновой семейной амилоидной полинейропатии, утвержденное в Европе, Японии и Латинской Америке.[12]
Лучиа Галан, невролог, д.м.н., Госпиталь Сан-Карлос, Мадрид, Испания:
«Адекватное лечение следует начинать как можно раньше. Исследование, проведенное в госпитале Сан-Карлос, продемонстрировало более значительное замедление прогрессии заболеванния у пациентов, начавших принимать Виндакель™ на более ранней стадии заболевания».
Для компании Pfizer разработка препаратов для лечения редких (орфанных) заболеваний является одним из приоритетов.
Дамиан Симоне, медицинский руководитель кластера Центральная и Восточная Европа, подразделения Редкие болезни компании Pfizer:
«Всего в мире насчитывается примерно 7000 различных редких заболеваний, с учетом частоты встречаемости каждого из них, мы можем говорить о том, что почти каждый 10-й человек страдает от заболевания, которое считается редким. Разработка препаратов для терапии таких пациентов и информирование врачебного сообщества о новых возможностях в их диагностике и лечении – приоритетное направление для Pfizer, постоянная работа в этой сфере может помочь 350 миллионам пациентов по всему миру».
Pfizer: Создавая вместе здоровый мир
Применяя инновации и используя глобальные ресурсы, Pfizer работает для улучшения здоровья и самочувствия людей на каждом этапе жизни. Мы стремимся устанавливать высокие стандарты качества и безопасности проводимых исследований, разработки и производства лекарств. Диверсифицированный портфель продуктов компании включает лекарственные препараты и вакцины, а также ряд хорошо известных во всем мире безрецептурных препаратов.
Ежедневно сотрудники Pfizer работают в развитых и развивающихся странах над улучшением профилактики и лечения наиболее серьезных заболеваний современности. Следуя своим обязательствам как ведущей биофармацевтической компании мира, Pfizer сотрудничает со специалистами здравоохранения, государственными органами и местными сообществами с целью обеспечения и расширения доступности надежной, качественной медицинской помощи по всему миру.
Вот уже более 160 лет Pfizer старается улучшить жизнь тех, кто рассчитывает на нас.
Более подробная информация о компании: www.pfizer.com и www.pfizer.ru
[1] Plante´-Bordeneuve V, Update in the diagnosis and management of transthyretin familial amyloid polyneuropathy. Neurology. 2014:261 :1227-1233. doi:10.1007/s00415-014-7373-0.
[2] Plante´-Bordeneuve V, Ferreira A, Lalu T, et al. Diagnostic pitfalls in sporadic transthyretin familial amyloid polyneuropathy (TTР-FAP). Neurology. 2007;69:693–698. doi:10.1212/01.wnl.0000267338.45673.f4
[3] Benson MD, Kincaid JC. Muscle Nerve. 2007;36:411–23.
[4] Plante-Bordeneuve V, Said G. Lancet Neurol. 2011;10:1086–97.
[5] Benson MD, et al. The molecular biology and clinical features of amyloid neuropathy. Muscle Nerve 2007;36:411–423.
[6] Sekijima Y, et al. Familial transthyretin amyloidosis. In: Pagon RA, Bird TD, Dolan CR, et al, eds. GeneReviews. Seattle, WA: University of Washington, Seattle; 1993–2009.
[7] Coutinho P DA, et al. Forty years of experience with type I amyloid neuropathy. Review of 483 cases. Amyloid and Amyloidosis, ed Glenner GG, Costa PP., Freitas F (Exerpta Medica, Amsterdam), 1980, pp 88–98.
[8] Jonsèn E, Athlin E, Suhr O. Familial amyloidotic patients’ experience of the disease and of liver transplantation. J Adv Nurs. 1998;27:52-58.
[9] Plante-Bordeneuve V, Said G. Familial amyloid polyneuropathy. Lancet Neurol. 2011;10:1086-1097
[10] Coelho T, Maia LF, da Silva AM, et al. Tafamidis for transthyretin familial amyloid polyneuropathy: A randomized, controlled trial. Neurology. 2012;79:785-792. doi:10.1212/WNL.0b013e3182661eb1.
[11] Vyndaqel [Summary of product characteristics]. Pfizer UK Limited; 2011.
[12] Data on file. Pfizer Inc, New York, NY.