Департамент многостороннего экономического сотрудничества Министерства экономического развития (МЭР) РФ опубликовал отчет «Экономика ухода». Авторы проанализировали международный опыт в сфере социальных услуг и обозначили основные проблемы, требующие решения. В частности, отмечается необходимость развития в каждой стране системы долговременного ухода (ДУ) для решения вопроса повсеместного старения, а также справедливой оплаты «невидимого» труда людей, ухаживающих за пожилыми родственниками.
В ряде стран мира действует вид страхования, которое предполагает обеспечение ДУ для людей, полностью или частично потерявших способность к самообслуживанию. В России подобная инициатива пока находится на стадии обсуждения, сообщается в отчете. Решением вопроса занимаются Минфин РФ и Центральный Банк. Проект по развитию ДУ в стране может быть включен в Стратегию развития финансового рынка до 2030 года.
Авторы отчета опираются на данные Всемирной организации здравоохранения, из которых следует, что к 2050 году каждый шестой человек в мире будет в возрасте 65 лет, и что уже сейчас более половины пожилых людей в мире нуждаются в ДУ. К 2030 году численность пожилых людей с деменцией достигнет 78 млн человек. Причем большинство из них не охвачены социальной помощью – за ними ухаживают родственники, как правило, женщины, труд которых не оплачивается. Кроме того, они теряют стаж, так как какое-то время нигде не работают.
Во всем мире отмечается острая нехватка социальных работников, которые обладают необходимыми навыками для ухода за престарелыми людьми (дефицит составляет примерно 13,6 млн человек). В том числе – из-за низкой заработной платы соцработников. «Несмотря на важную роль этих работников в поддержании экономического роста и благополучия жизни населения, работа по уходу часто остается недооцененной и, как правило, не берется в расчет при разработке мер социально-экономической политики и оценке объемов необходимых инвестиций», – сообщается в отчете.
Среди общепризнанных действенных мер авторы отчета выделяют инструмент финансового страхования по долгосрочному уходу. Его можно обеспечить за счет оформления частной или социальной медицинской страховки, а также за счет взносов сотрудников и работодателей. Цель внедрения страхования ДУ – помощь нуждающимся в уходе, в том числе ради освобождения времени у членов их семей. «Например, дневной уход предоставляется нуждающимся в уходе людям, родственники которых работают в течение дня. При этом обеспечивается необходимая транспортировка человека в учреждение дневного или ночного ухода и обратно. Сотрудникам, которые обеспечивают уход за родственниками, предоставляется право на отпуск по уходу за семьей», – объясняется в документе.
В Минэкономразвития напомнили, что в РФ планируется создание системы ДУ – «основанной на межведомственном взаимодействии комплексной системы организации и предоставления гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, уполномоченными органами и организациями социальных, медицинских, реабилитационных и иных услуг». О необходимости развития ДУ в июне 2021 года заявил президент РФ Владимир Путин, поручив до конца 2022 года продумать источники ее финансирования и повсеместно внедрить. Финансовые параметры инициативы в настоящий момент находятся в стадии проработки. По оценкам Минтруда РФ, расходы на содержание системы могут потребовать 300–600 млрд рублей в год.
В течение 2021-2025 годов в России планируется созданы условия для увеличения численности граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, получающих социальные услуги в системе ДУ. Ответственными назначены Минтруд и Минздрав РФ, а также главы субъектов РФ.
Подробнее о перспективах исполнения президентского поручения силами государства и частных инвесторов – в материале Vademecum. Актуальноые состояние рынка стационарного ухода за пожилыми – в материалах, собранных в сюжете.