На заседании комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции обсудили нарушения при продаже товаров на маркетплейсах и усиление контроля за рынком биологически активных добавок (БАД). Заседание провел первый зампредседателя правительства Денис Мантуров, в нем поучаствовали также глава Минпромторга Антон Алиханов и представители 88 субъектов России и бизнес-сообщества.
По итогам 2023 года рынок интернет-торговли вырос на 28%, достигнув почти 6,5 трлн руб. В 2024 году темпы ускорились до 40%. Сейчас на этот сегмент приходится почти 15% всех розничных продаж, и эта доля увеличивается.
«Помимо позитивного влияния на потребительский рынок мы сталкиваемся со злоупотреблениями. Растет количество жалоб на маркетплейсы как от покупателей, так и от продавцов», — поделился Денис Мантуров.
Участники заседания согласились с тем, что нужно принять меры повышения прослеживаемости продукции, продаваемой через маркетплейсы. Были приняты следующие решения:
- разработать модель контроля за соблюдением маркетплейсами и продавцами обязательных требований к обороту товаров через эти площадки;
- разработать индикаторы риска нарушений обязательных требований при госконтроле при реализации товаров на маркетплейсах;
- проработать возможность предоставления маркетплейсам доступа к Государственному реестру товарных знаков и знаков обслуживания РФ для предотвращения продажи товаров с нарушением прав интеллектуальной собственности;
- проработать возможность интеграции между информационными системами маркетплейсов и системой мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке (ГИС МТ) для автоматического контроля факта регистрации продавца товаров в последней.
Также в проект федерального закона «О платформенной экономике в Российской Федерации», который готовит Минэкономразвития, будут внесены положения об обязанностях маркетплейсов. В случае принятия документа будет установлен запрет на продажу товаров, не соответствующих обязательным требованиям, а также закреплено право потребителя на возврат таких товаров, если маркетплейс допустил их реализацию. Кроме того, в карточках товаров будет отображаться информация о наличии у них маркировки «Честный знак» и регистрации продавца в ГИС МТ.
Также в ходе заседания обсудили необходимость усиления контроля за оборотом БАД. По словам Мантурова, после внедрения маркировки биодобавок число импортеров БАД выросло с 200 до 1,5 тыс., легализовались более 700 российских производителей биодобавок.
Однако некоторые участники рынка пытаются избежать маркировки, выдавая свою продукцию за пищевые добавки, спортивное питание, специи, чай и другие товары. На заседании решили проработать вопрос введения оценки соответствия пищевых добавок в форме государственной регистрации.
Роспотребнадзору поручили разработать индикаторы риска нарушений обязательных требований при госконтроле в отношении БАД, пищевых и комплексных пищевых добавок. Минпромторгу совместно с системой федеральных органов исполнительной власти и ЦРПТ поручили проработать вопрос введения обязательной маркировки спортивного питания как первого этапа по расширению маркировки товаров на пищевые добавки.
На заседании комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции обсудили нарушения при продаже товаров на маркетплейсах и усиление контроля за рынком биологически активных добавок (БАД). Заседание провел первый зампредседателя правительства Денис Мантуров, в нем поучаствовали также глава Минпромторга Антон Алиханов и представители 88 субъектов России и бизнес-сообщества.
По итогам 2023 года рынок интернет-торговли вырос на 28%, достигнув почти 6,5 трлн руб. В 2024 году темпы ускорились до 40%. Сейчас на этот сегмент приходится почти 15% всех розничных продаж, и эта доля увеличивается.
«Помимо позитивного влияния на потребительский рынок мы сталкиваемся со злоупотреблениями. Растет количество жалоб на маркетплейсы как от покупателей, так и от продавцов», — поделился Денис Мантуров.
Участники заседания согласились с тем, что нужно принять меры повышения прослеживаемости продукции, продаваемой через маркетплейсы. Были приняты следующие решения:
- разработать модель контроля за соблюдением маркетплейсами и продавцами обязательных требований к обороту товаров через эти площадки;
- разработать индикаторы риска нарушений обязательных требований при госконтроле при реализации товаров на маркетплейсах;
- проработать возможность предоставления маркетплейсам доступа к Государственному реестру товарных знаков и знаков обслуживания РФ для предотвращения продажи товаров с нарушением прав интеллектуальной собственности;
- проработать возможность интеграции между информационными системами маркетплейсов и системой мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке (ГИС МТ) для автоматического контроля факта регистрации продавца товаров в последней.
Также в проект федерального закона «О платформенной экономике в Российской Федерации», который готовит Минэкономразвития, будут внесены положения об обязанностях маркетплейсов. В случае принятия документа будет установлен запрет на продажу товаров, не соответствующих обязательным требованиям, а также закреплено право потребителя на возврат таких товаров, если маркетплейс допустил их реализацию. Кроме того, в карточках товаров будет отображаться информация о наличии у них маркировки «Честный знак» и регистрации продавца в ГИС МТ.
Также в ходе заседания обсудили необходимость усиления контроля за оборотом БАД. По словам Мантурова, после внедрения маркировки биодобавок число импортеров БАД выросло с 200 до 1,5 тыс., легализовались более 700 российских производителей биодобавок.
Однако некоторые участники рынка пытаются избежать маркировки, выдавая свою продукцию за пищевые добавки, спортивное питание, специи, чай и другие товары. На заседании решили проработать вопрос введения оценки соответствия пищевых добавок в форме государственной регистрации.
Роспотребнадзору поручили разработать индикаторы риска нарушений обязательных требований при госконтроле в отношении БАД, пищевых и комплексных пищевых добавок. Минпромторгу совместно с системой федеральных органов исполнительной власти и ЦРПТ поручили проработать вопрос введения обязательной маркировки спортивного питания как первого этапа по расширению маркировки товаров на пищевые добавки.