В первой половине 2024 г. российский розничный рынок ЛП продемонстрировал внушительную рублевую динамику на уровне 16,9%, сообщает RNC Pharma. Сопоставимыми темпами росли продажи парафармацевтики, а общая выручка российских аптек за период приблизилась к 1,04 трлн. руб. Рост обеспечивался увеличением доходов населения и инфляционными процессами и сопровождался значительным повышением величины среднего чека. Стоимость разовой покупки в фармритейле в 1‑2 кварталах 2024 г. составила 686,4 руб., это на 12,5% больше, чем годом ранее.
Потребители парафармацевтики активно мигрируют в онлайн, сегодняшняя динамика по данному ассортименту в фармритейле обеспечивается прежде всего инфляционными процессами, притом, что отдельные категории практически полностью перешли в e-com, а по другим этот процесс переживает восходящий тренд. Эти тенденции напрямую оказывают влияние на показатели рентабельности фармрозницы, на которую помимо снижения размеров фронт-маржи давят стремительный рост расходов на ФОТ и рост ставок аренды.
Пока процесс не приводит к массовому закрытию аптек, что связано с высоким платежеспособным спросом и сохранением возможностей получения бэк-маржи. В 2023 г. десять крупных зарубежных фармкомпаний, входящих в AIPM, сократили объем выплат российским врачам практически на 17%. Этот показатель, с одной стороны, объясняется чисткой портфелей и общим пересмотром формата ведения бизнеса в нашей стране, но с другой предполагает перераспределение маркетинговых затрат за счет других направлений активности, в т.ч. продвижения в аптечных сетях и ассоциациях. Выбор партнеров в ритейле становится все более жестким, равно как и контроль за эффективностью маркетинговых кампаний.
Перечисленные процессы стимулируют рост конкуренции между аптечными сетями, в т.ч. за счет консолидационной активности. Ситуация на рынке стабилизировалась: рынок возобновил активное развитие, и инвестиционная стратегия вновь становится привлекательной. В текущем году можно констатировать рост количества сделок купли/продажи аптечных сетей. Если раньше это касалось сравнительно небольших структур, то сейчас речь идет о кейсах из сотен аптек, стоимостью в несколько миллиардов рублей за каждый. Покупки проходят в т.ч. по объектам в составе маркетинговых альянсов. Участие в ассоциациях долгое время представляло серьезный интерес для небольших ритейлеров, но сейчас структура рентабельности такова, что очень важно не упустить «окно возможностей» для эффективной продажи.
По итогам 1‑2 кварталов 2024 г. отмечается определенный отток аптек и из ряда других крупных ассоциаций и агрегаторов, в частности, во 2-м квартале сократилось число участников в таких структурах, как: «АСНА», «Аптека.ру» и «Здравсити». Пока этот процесс не носит лавинообразного характера и скорее может быть связан с повышением активности компании «Пульс» и его проекта polza ru.
В первой половине 2024 г. российский розничный рынок ЛП продемонстрировал внушительную рублевую динамику на уровне 16,9%, сообщает RNC Pharma. Сопоставимыми темпами росли продажи парафармацевтики, а общая выручка российских аптек за период приблизилась к 1,04 трлн. руб. Рост обеспечивался увеличением доходов населения и инфляционными процессами и сопровождался значительным повышением величины среднего чека. Стоимость разовой покупки в фармритейле в 1‑2 кварталах 2024 г. составила 686,4 руб., это на 12,5% больше, чем годом ранее.
Потребители парафармацевтики активно мигрируют в онлайн, сегодняшняя динамика по данному ассортименту в фармритейле обеспечивается прежде всего инфляционными процессами, притом, что отдельные категории практически полностью перешли в e-com, а по другим этот процесс переживает восходящий тренд. Эти тенденции напрямую оказывают влияние на показатели рентабельности фармрозницы, на которую помимо снижения размеров фронт-маржи давят стремительный рост расходов на ФОТ и рост ставок аренды.
Пока процесс не приводит к массовому закрытию аптек, что связано с высоким платежеспособным спросом и сохранением возможностей получения бэк-маржи. В 2023 г. десять крупных зарубежных фармкомпаний, входящих в AIPM, сократили объем выплат российским врачам практически на 17%. Этот показатель, с одной стороны, объясняется чисткой портфелей и общим пересмотром формата ведения бизнеса в нашей стране, но с другой предполагает перераспределение маркетинговых затрат за счет других направлений активности, в т.ч. продвижения в аптечных сетях и ассоциациях. Выбор партнеров в ритейле становится все более жестким, равно как и контроль за эффективностью маркетинговых кампаний.
Перечисленные процессы стимулируют рост конкуренции между аптечными сетями, в т.ч. за счет консолидационной активности. Ситуация на рынке стабилизировалась: рынок возобновил активное развитие, и инвестиционная стратегия вновь становится привлекательной. В текущем году можно констатировать рост количества сделок купли/продажи аптечных сетей. Если раньше это касалось сравнительно небольших структур, то сейчас речь идет о кейсах из сотен аптек, стоимостью в несколько миллиардов рублей за каждый. Покупки проходят в т.ч. по объектам в составе маркетинговых альянсов. Участие в ассоциациях долгое время представляло серьезный интерес для небольших ритейлеров, но сейчас структура рентабельности такова, что очень важно не упустить «окно возможностей» для эффективной продажи.
По итогам 1‑2 кварталов 2024 г. отмечается определенный отток аптек и из ряда других крупных ассоциаций и агрегаторов, в частности, во 2-м квартале сократилось число участников в таких структурах, как: «АСНА», «Аптека.ру» и «Здравсити». Пока этот процесс не носит лавинообразного характера и скорее может быть связан с повышением активности компании «Пульс» и его проекта polza ru.