«Недостатки нормативно-правового и методологического обеспечения в ряде случаев приводят к формированию тарифов, размер которых не соответствует затратам», – отметила Изотова.
По результатам аудита Счетной палаты, не определена методика расчета норматива финансовых затрат (НФЗ) на единицу объема высокотехнологичной медицинской помощи. Фактически они рассчитываются на основе данных о расходах всего нескольких федеральных медорганизаций.
Также требует доработки и методология расчёта оплаты специализированной медпомощи, оказываемой в стационарах.
«В рамках модели клинико-статистических групп заболеваний (КСГ) для расчета тарифа используются два показателя — размер базовой ставки и рассчитанный коэффициент относительной затратоемкости для каждой КСГ. При этом методика формирования КСГ и расчета коэффициента затратоемкости отсутствует, а в Методических рекомендациях Минздрава и ФОМС не разъясняется механизм определения объема средств на оказание специализированной медпомощи», – сказала Галина Изотова.
По её словам, отмеченные недостатки приводят к дифференциации размера базовой ставки в сопоставимых регионах, что влияет на сбалансированность финансового обеспечения в системе ОМС.
«Еще одна важная проблема, отмеченная в ходе аудита, связана с отсутствием единой информационной системы, позволяющей автоматизировать процесс расчета тарифов для финансового обеспечения медицинской помощи по ОМС. В результате в 75 регионах тарифы рассчитываются в “ручном” режиме», – уточнила Изотова.
При этом оплата услуг больниц фактически не зависит от качества или успеха лечения. Счетная палата указывает, что единственный стимул для медицинских организаций – это снижение оплаты за смерть пациента. Иных стимулов, влияющих на доступность и качество медицинской помощи, действующая в России модель финансирования не содержит.
Аудиторы рекомендовали Правительству пересмотреть подходы к формированию тарифов на оказание медпомощи по ОМС, а также наделить ФАС России полномочиями по регулированию тарифов в этой сфере и разработке необходимых методик их расчета.
«Недостатки нормативно-правового и методологического обеспечения в ряде случаев приводят к формированию тарифов, размер которых не соответствует затратам», – отметила Изотова.
По результатам аудита Счетной палаты, не определена методика расчета норматива финансовых затрат (НФЗ) на единицу объема высокотехнологичной медицинской помощи. Фактически они рассчитываются на основе данных о расходах всего нескольких федеральных медорганизаций.
Также требует доработки и методология расчёта оплаты специализированной медпомощи, оказываемой в стационарах.
«В рамках модели клинико-статистических групп заболеваний (КСГ) для расчета тарифа используются два показателя — размер базовой ставки и рассчитанный коэффициент относительной затратоемкости для каждой КСГ. При этом методика формирования КСГ и расчета коэффициента затратоемкости отсутствует, а в Методических рекомендациях Минздрава и ФОМС не разъясняется механизм определения объема средств на оказание специализированной медпомощи», – сказала Галина Изотова.
По её словам, отмеченные недостатки приводят к дифференциации размера базовой ставки в сопоставимых регионах, что влияет на сбалансированность финансового обеспечения в системе ОМС.
«Еще одна важная проблема, отмеченная в ходе аудита, связана с отсутствием единой информационной системы, позволяющей автоматизировать процесс расчета тарифов для финансового обеспечения медицинской помощи по ОМС. В результате в 75 регионах тарифы рассчитываются в “ручном” режиме», – уточнила Изотова.
При этом оплата услуг больниц фактически не зависит от качества или успеха лечения. Счетная палата указывает, что единственный стимул для медицинских организаций – это снижение оплаты за смерть пациента. Иных стимулов, влияющих на доступность и качество медицинской помощи, действующая в России модель финансирования не содержит.
Аудиторы рекомендовали Правительству пересмотреть подходы к формированию тарифов на оказание медпомощи по ОМС, а также наделить ФАС России полномочиями по регулированию тарифов в этой сфере и разработке необходимых методик их расчета.