Изначальный размер субвенций регионам на оказание медпомощи в базовой программе ОМС на 2024 год был определен в размере 3,12 трлн рублей. К ним в течение года по различным причинам добавились еще 42,508 млрд рублей, из них 1 млрд рублей в качестве «дополнительного финансового обеспечения терпрограмм» республик Калмыкия и Карелия, еще 1,166 млрд рублей ушли в Курскую и Белгородские области через межбюджетные трансферты ТФОМС на оплату медпомощи жителям, вынужденно покинувшим эти территории.
Наиболее крупный дополнительный транш на 40,381 млрд рублей отправился в регионы в декабре по распоряжению Правительства РФ № 3674-р от 11 декабря 2024 года (средства НСЗ могут расходоваться непрограммно только после санкции правительства). В открытом доступе данное распоряжение не опубликовано, но из письма ФФОМС в регионы от 16 декабря 2024 года известно, что средства, как и в предыдущие годы, необходимы для сохранения целевых показателей оплаты труда медиков по «майским» указам президента.
ФФОМС предупредил регионы о необходимости «в приоритетном порядке» отправить средства на оплату труда медработников. Отдельно в письме указано на «недопустимость» отправки целевых средств в частные клиники, которые работают в ОМС.
В 2023 году регионы также получили крупный трансферт в 30,5 млрд рублей из НСЗ ФФОМС для оплаты медпомощи по ОМС и, соответственно, возможности «подтянуть» уровень зарплат медиков до целевых значений. Тогда средства по регионам распределились пропорционально размеру годовых субвенций. Аналогичная помощь на 58,6 млрд рублей была предоставлена из федбюджета в 2022 году.
Необходимость использования резервов ФФОМС связана с тем, что реальные расходы регионов по ОМС к концу года традиционно превышают значения, утвержденные на год, из-за медицинской инфляции, роста уровня зарплат в регионе (и, соответственно, необходимости повышать уровень зарплат медикам), изменения структуры заболеваемости и других причин. Кроме того, одной из структурных причин проблемы, по данным отдельных экспертов, Счетной палаты и собранных Vademecum сведений из регионов, является несовершенство методики по распределению субвенций, утвержденной постановлением правительства № 462 от 5 мая 2012 года.
Пока данные правила масштабному пересмотру не подвергались. В 2024 году в формулу ввели новый коэффициент – «плотность населения». Он позволяет регионам со сложной транспортной доступностью получить дополнительные средства ОМС. В 2022-2023 годах правительство через поправки в ПП № 462 увеличило размер траншей для пяти регионов с наиболее сложными климатическими и географическими условиями. В 2021 году в формулу добавился коэффициент корректировки по доле участия в терпрограмме федеральных клиник из-за перевода их на одноканальное финансирование.
Размер субвенции ФФОМС в терфонды в 2025 году превысил показатель 2024-го на 520 млрд рублей и составил 3,64 трлн рублей. Рост этого показателя, как гласили материалы к проекту бюджета, вызван в том числе необходимостью поддерживать рост зарплат медиков по «майским» указам, итоговый объем также высчитан исходя из средней доли средств ОМС в фонд оплаты труда врачей и среднего персонала в 83%.
Изначальный размер субвенций регионам на оказание медпомощи в базовой программе ОМС на 2024 год был определен в размере 3,12 трлн рублей. К ним в течение года по различным причинам добавились еще 42,508 млрд рублей, из них 1 млрд рублей в качестве «дополнительного финансового обеспечения терпрограмм» республик Калмыкия и Карелия, еще 1,166 млрд рублей ушли в Курскую и Белгородские области через межбюджетные трансферты ТФОМС на оплату медпомощи жителям, вынужденно покинувшим эти территории.
Наиболее крупный дополнительный транш на 40,381 млрд рублей отправился в регионы в декабре по распоряжению Правительства РФ № 3674-р от 11 декабря 2024 года (средства НСЗ могут расходоваться непрограммно только после санкции правительства). В открытом доступе данное распоряжение не опубликовано, но из письма ФФОМС в регионы от 16 декабря 2024 года известно, что средства, как и в предыдущие годы, необходимы для сохранения целевых показателей оплаты труда медиков по «майским» указам президента.
ФФОМС предупредил регионы о необходимости «в приоритетном порядке» отправить средства на оплату труда медработников. Отдельно в письме указано на «недопустимость» отправки целевых средств в частные клиники, которые работают в ОМС.
В 2023 году регионы также получили крупный трансферт в 30,5 млрд рублей из НСЗ ФФОМС для оплаты медпомощи по ОМС и, соответственно, возможности «подтянуть» уровень зарплат медиков до целевых значений. Тогда средства по регионам распределились пропорционально размеру годовых субвенций. Аналогичная помощь на 58,6 млрд рублей была предоставлена из федбюджета в 2022 году.
Необходимость использования резервов ФФОМС связана с тем, что реальные расходы регионов по ОМС к концу года традиционно превышают значения, утвержденные на год, из-за медицинской инфляции, роста уровня зарплат в регионе (и, соответственно, необходимости повышать уровень зарплат медикам), изменения структуры заболеваемости и других причин. Кроме того, одной из структурных причин проблемы, по данным отдельных экспертов, Счетной палаты и собранных Vademecum сведений из регионов, является несовершенство методики по распределению субвенций, утвержденной постановлением правительства № 462 от 5 мая 2012 года.
Пока данные правила масштабному пересмотру не подвергались. В 2024 году в формулу ввели новый коэффициент – «плотность населения». Он позволяет регионам со сложной транспортной доступностью получить дополнительные средства ОМС. В 2022-2023 годах правительство через поправки в ПП № 462 увеличило размер траншей для пяти регионов с наиболее сложными климатическими и географическими условиями. В 2021 году в формулу добавился коэффициент корректировки по доле участия в терпрограмме федеральных клиник из-за перевода их на одноканальное финансирование.
Размер субвенции ФФОМС в терфонды в 2025 году превысил показатель 2024-го на 520 млрд рублей и составил 3,64 трлн рублей. Рост этого показателя, как гласили материалы к проекту бюджета, вызван в том числе необходимостью поддерживать рост зарплат медиков по «майским» указам, итоговый объем также высчитан исходя из средней доли средств ОМС в фонд оплаты труда врачей и среднего персонала в 83%.