Москва, 28 июля 2016 года. Аналитический центр Vademecum представляет результаты ежегодного мониторинга федеральных и региональных затрат на создание и поддержку Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Совокупный бюджет медицинской информатизации в 2015 году составил 4,7 млрд рублей, что на 1,7 млрд меньше, чем в 2014 году. Объем средств региональных бюджетов, потраченных на развитие ЕГИСЗ в 2015 году, составил 3,6 млрд рублей – на 37% меньше, чем годом ранее. Доля профильных федеральных субсидий по сравнению с 2014 годом (745 млн рублей), наоборот, увеличилась – до 1,9 млрд рублей.
Федеральные средства были поделены между тремя подрядчиками, осуществляющими работы по ЕГИСЗ в общероссийском масштабе, — «дочкой» ГК «Ростех» – ООО «Национальный центр информатизации» (НЦИ), НИИ «Восход» и компанией «Ростелеком». Наибольшую часть этих средств – 329,9 млн рублей – освоил НЦИ. На эти деньги компания модернизировала 10 подсистем, разработала ряд новых компонентов и поддержала уже действующие. НИИ «Восход» заключил контракт – стоимостью 185,7 млн рублей – на обеспечение вычислительных мощностей Федерального центра обработки данных (ЦОД). Подряд на 185,2 млн рублей получил «Ростелеком» – на обслуживание резервной копии ЦОД. Часть федеральных средств, как и в 2014 году, получили регионы Крымского федерального округа: Республика Крым – 330,5 млн рублей, Севастополь – 65 млн рублей.
Лидером по объему выделенных на информатизацию здравоохранения средств среди регионов страны предсказуемо стала Москва, где на организацию ЕМИАС было потрачено 1,7-2 млрд рублей. С большим отрывом за столицей следует в рейтинге Новосибирская область, где на модернизацию МИС и развитие сервисов направили 216,6 млн рублей, ХМАО – с 174, 64 млн и ЯНАО – с 137,85 млн рублей. (подробнее см. карту)
Однако в большинстве регионов затраты либо сократились, либо были сведены к нулю. В 22 регионах в 2015 году на информатизацию отрасли потратили менее 10 млн рублей. Нулевые затраты были зафиксированы в 21 регионе. В одних территориях интеграторы, запустив ключевые системы и сервисы, сочли новые расходы излишними. У других целевые бюджеты в 2015 году попросту закончились, а в ряде регионов не вкладывались в ЕГИСЗ – ни в 2014‑м, ни в 2015 годах, предпочитая переложить ответственность за информатизацию на медицинские организации. Считается, что больницы могут выделять на эти цели средства из тарифов ОМС, но по факту эта опция практически не действует.
В тех регионах, которые раньше прочих начали внедрять IT-системы и сервисы возникли проблемы с техникой – за годы внедрения ЕГИСЗ компьютерный парк успел устареть и частично выйти из строя, но на амортизацию средств субъектов уже не хватает. Также из соображений экономии некоторые регионы пытаются поддерживать информсистемы в рабочем состоянии, отказавшись от услуг подрядчиков и обходясь силами штатных программистов МИАЦ.
Методология: Аналитический центр Vademecum второй год проводит мониторинг федеральных и региональных затрат на создание и поддержку ЕГИСЗ.
С 2014 года федеральные средства направляются только на создание единых для всех территорий платформ и сервисов – электронной регистратуры, электронной медицинской карты, регистров заболеваемости, систем учета и обработки данных. Основные расходы на информатизацию медицинской отрасли должны покрывать региональные бюджеты. Сведения о запланированных на реализацию ЕГИСЗ затратах имеются в региональных программах развития здравоохранения до 2020 года. Однако эти данные не всегда отражают реальность, потому и ориентироваться на них не было смысле. Так, например, в тематической программе Республики Татарстан говорится, что в 2014 году на ЕГИСЗ по плану выделяется 193,2 млн рублей, а в 2015 году – 214,6 млн рублей. Тогда как в официальном ответе на запрос Vademecum из республиканского Минздрава содержатся совершенно другие цифры: в 2014 году было потрачено 5,5 млн рублей, в 2015 году – 3 млн рублей.
По нашей методологии оценки затрат, итоговые цифры – простая сумма профильных расходов региональных и федерального бюджетов. Свой скромный финансовый вклад в информатизацию вносят сами медучреждения, которые, по идее, должны за счет средств ОМС покупать компьютеры, поддерживать МИС в рабочем состоянии, но доля этих расходов в общей структуре затрат на ЕГИСЗ настолько незначительна, а получение данных по разным причинам так затруднено, что мы готовы ими пренебречь.
Сведения о расходах на организацию федерального сегмента ЕГСИЗ мы запрашивали в Минздраве и у операторов, назначенных едиными поставщиками профильных услуг в общероссийском масштабе, – «Ростеха», «Ростелекома» и НИИ «Восход». В регионах нашими респондентами выступали представители медицинских информационно‑аналитических центров (МИАЦ) и ответственных за информатизацию медицины региональных органов исполнительной власти. В тех исключительных случаях, когда ни одна из профильных структур не могла дать ответ, мы ориентировались на данные портала госзакупок и контракты МИАЦ с подрядчиками.
Аналитический центр Vademecum проводит широкий спектр исследований фармацевтического и медицинского рынка.
Уникальным аналитическим продуктом стал запущенный в 2013 году геомаркетинговый сервис «VM-Навигатор», описывающий сетевую фармацевтическую розницу всех территорий РФ.
В настоящее время аналитический центр Vademecum разрабатывает:
— геомаркетинговые сервисы, описывающие рынок медицинских услуг на всей территории РФ;
— детализированные обзоры фармацевтического рынка;
детализированные обзоры сегментов рынка медицинских услуг;
— детализированные обзоры рынка медицинских изделий и оборудования;
— детализированные исследования кадрового состава сегментов индустрии здравоохранения.