Нарушения в биологическом механизме последовательного кодирования звуков играют важную роль в развитии дислексии — проблем с чтением, которыми страдает примерно каждый десятый ребенок, установили ученые из США, труд которых опубликован в Journal of Neuroscience.
«Мы открыли систематические отношения между способностью читать и последовательностью, в которой мозг кодирует звуки», — цитируются в сообщении Северо-западного университета штата Иллинойс слова профессора нейробиологии, физиологии и коммуникаций Нины Краус.
Исследователи записывали мозговые волны ста детей школьного возраста, автоматически возникающие у них при прослушивании звуков речи. В результате ученые обнаружили, что у лучших чтецов кодирование звуков происходит более последовательно по сравнению с теми, кто читает плохо. У таких детей звуки кодируются непоследовательно. Ученые полагают, что ответ мозга на звуки упорядочивается, когда дети способны успешно соединять звуки с их значениями.
В своем предыдущем исследовании доктор Краус и ее команда выяснили, что непоследовательное кодирование звуков можно скорректировать с помощью тренировок. В этой работе дети с дислексией в течение года пользовались вспомогательными слуховыми приборами, которые передавали голос учителя непосредственно в их уши. Год спустя дети показали улучшение не только в чтении, но и в качестве кодирования звуков, которое стало более последовательным, особенно это касалось согласных звуков.
«Использование этих приборов фокусировало мозг ребенка на «значительных» звуках, идущих от учителя, отсекая другие ненужные включения. Спустя год учащиеся усовершенствовали собственные звуковые системы и больше не нуждались в помощи», — говорит автор.
Исследователи сообщают, что у людей редко возникают трудности с кодированием гласных звуков, которые просты и продолжительны. Согласные звуки короткие и более акустически сложные, поэтому они чаще некорректно определяются мозгом.