В концепции разработчики ссылаются на распоряжение Правительства РФ №929-р от 17 апреля 2024 года, согласно которому основными вызовами (угрозами) для развития ИИ выступают недостаточное число квалифицированных кадров в области разработки цифровых решений в здравоохранении. Кроме того, авторы документа приводят анализ штатных расписаний Федерального реестра медицинских организаций (ФРМО), согласно которому менее 40% клиник выделяют специалистов для сопровождения и развития собственных медицинских информационных систем (МИС). При этом практика внедрения таких систем (МИС, ЛИС, КИС и ЕМИАС) в медучреждения при наличии требуемых профессионалов на местах оказывается успешной.
Однако на данный момент сформировалась практика делегирования всех мероприятий по цифровизации ИТ-специалистам, которые, отмечают в ЦНИИОИЗ, зачастую не осведомлены о конкретных потребностях рынка здравоохранения. Из-за этого возникают трудности с формированием запросов к медицинским данным о пациенте и с ведением структурированных сведений о ходе лечения и оказанных услугах.
В ЦНИИОИЗ считают, что сейчас назрела необходимость создания отдельных подразделений в медучреждениях, которые могли бы обеспечить ведение базы знаний и данных для перехода на «цифру» и применение технологий ИИ. В качестве таких штатных организаций при клиниках авторы концепции видят лаборатории ИИ. Отмечается, что особенно актуальным такой формат мог бы стать для сети НМИЦ. Специалисты лабораторий, считают авторы идеи, смогут формировать логику и направления развития ИИ по профилю, а не использовать стихийно порожденные рынком цифровые решения.
В числе целей и функций таких лабораторий – поддержка жизненного цикла продукта на базе технологий ИИ, вовлечение в работу медперсонала клиники для организации научных исследований с применением технологий ИИ, совершенствование процессов управления учреждением и оказания медпомощи на основе цифровых данных и ведения электронной меддокументации, определение перечня решений на базе ИИ, которые могут быть использованы в клинических рекомендациях и другие.
Кадровый состав лаборатории, согласно проекту, может выглядеть следующим образом: руководитель организации и его заместитель, архитектор информационных систем, аналитик по работе с наборами данных, программист, а также исследователи лаборатории ИИ. При этом, отмечают авторы инициативы, на начальном этапе численность штатных сотрудников может не превышать пять человек. Кроме того, необходимо организовать коммуникацию между сотрудниками лабораторий и другими учреждениям, в числе которых – Национальный центр развития искусственного интеллекта при Правительстве РФ, АНО «Институт искусственного интеллекта», Центр искусственного интеллекта МГИМО, СберМед АИ и другие организации.
Для координации работ всех лабораторий может быть создан Отраслевой центр по ИИ в здравоохранении, функционирующий при поддержке Минздрава. Это может быть необходимо для должного правового регулирования и соблюдения этических норм при разработке решений на базе ИИ.
Помимо этого, для организации взаимодействия специалистов цифровой сферы может быть утверждена должность главного внештатного специалиста Минздрава РФ по теме «технологии искусственного интеллекта». На взгляд авторов проекта, такой подход позволит подчеркнуть, что во главе процессов развития технологий ИИ в медицине находятся не ИТ-специалисты, а профильные эксперты. На внештатных специалистов также может быть возложена работа по формированию методологии доверия к изделиям с ИИ.
Замначальника Управления проектирования, разработки и сопровождения информационных систем ЦНИИОИЗ Андрей Самченко, который поделился с Vademecum проектом концепции создания лабораторий ИИ, отметил, что ее авторы хотели бы услышать мнение профессионального сообщества по поводу изложенной идеи. Вы можете направить свои отзывы на почту Андрея Самченко: [email protected]
В концепции разработчики ссылаются на распоряжение Правительства РФ №929-р от 17 апреля 2024 года, согласно которому основными вызовами (угрозами) для развития ИИ выступают недостаточное число квалифицированных кадров в области разработки цифровых решений в здравоохранении. Кроме того, авторы документа приводят анализ штатных расписаний Федерального реестра медицинских организаций (ФРМО), согласно которому менее 40% клиник выделяют специалистов для сопровождения и развития собственных медицинских информационных систем (МИС). При этом практика внедрения таких систем (МИС, ЛИС, КИС и ЕМИАС) в медучреждения при наличии требуемых профессионалов на местах оказывается успешной.
Однако на данный момент сформировалась практика делегирования всех мероприятий по цифровизации ИТ-специалистам, которые, отмечают в ЦНИИОИЗ, зачастую не осведомлены о конкретных потребностях рынка здравоохранения. Из-за этого возникают трудности с формированием запросов к медицинским данным о пациенте и с ведением структурированных сведений о ходе лечения и оказанных услугах.
В ЦНИИОИЗ считают, что сейчас назрела необходимость создания отдельных подразделений в медучреждениях, которые могли бы обеспечить ведение базы знаний и данных для перехода на «цифру» и применение технологий ИИ. В качестве таких штатных организаций при клиниках авторы концепции видят лаборатории ИИ. Отмечается, что особенно актуальным такой формат мог бы стать для сети НМИЦ. Специалисты лабораторий, считают авторы идеи, смогут формировать логику и направления развития ИИ по профилю, а не использовать стихийно порожденные рынком цифровые решения.
В числе целей и функций таких лабораторий – поддержка жизненного цикла продукта на базе технологий ИИ, вовлечение в работу медперсонала клиники для организации научных исследований с применением технологий ИИ, совершенствование процессов управления учреждением и оказания медпомощи на основе цифровых данных и ведения электронной меддокументации, определение перечня решений на базе ИИ, которые могут быть использованы в клинических рекомендациях и другие.
Кадровый состав лаборатории, согласно проекту, может выглядеть следующим образом: руководитель организации и его заместитель, архитектор информационных систем, аналитик по работе с наборами данных, программист, а также исследователи лаборатории ИИ. При этом, отмечают авторы инициативы, на начальном этапе численность штатных сотрудников может не превышать пять человек. Кроме того, необходимо организовать коммуникацию между сотрудниками лабораторий и другими учреждениям, в числе которых – Национальный центр развития искусственного интеллекта при Правительстве РФ, АНО «Институт искусственного интеллекта», Центр искусственного интеллекта МГИМО, СберМед АИ и другие организации.
Для координации работ всех лабораторий может быть создан Отраслевой центр по ИИ в здравоохранении, функционирующий при поддержке Минздрава. Это может быть необходимо для должного правового регулирования и соблюдения этических норм при разработке решений на базе ИИ.
Помимо этого, для организации взаимодействия специалистов цифровой сферы может быть утверждена должность главного внештатного специалиста Минздрава РФ по теме «технологии искусственного интеллекта». На взгляд авторов проекта, такой подход позволит подчеркнуть, что во главе процессов развития технологий ИИ в медицине находятся не ИТ-специалисты, а профильные эксперты. На внештатных специалистов также может быть возложена работа по формированию методологии доверия к изделиям с ИИ.
Замначальника Управления проектирования, разработки и сопровождения информационных систем ЦНИИОИЗ Андрей Самченко, который поделился с Vademecum проектом концепции создания лабораторий ИИ, отметил, что ее авторы хотели бы услышать мнение профессионального сообщества по поводу изложенной идеи. Вы можете направить свои отзывы на почту Андрея Самченко: [email protected]