Госдума 18 мая в первом чтении приняла разработанный Правительством РФ законопроект о внесении изменений в порядок помещения подозреваемых и обвиняемых, находящихся под стражей, в психиатрическую больницу. Авторы документа предлагают прописать в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК) РФ, что суд по собственной инициативе может на полгода направлять заключенных в специализированные медучреждения для лечения и затем неоднократно продлевать этот срок. Сейчас заключенных под стражу суд может отправлять в психиатрическую больницу только для проведения судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы.
Согласно статье 29 УПК, суд также имеет право направить на такие экспертизы подозреваемых и обвиняемых, не находящихся под стражей. При этом статьей не предусмотрен срок пребывания подсудимых в психиатрических больницах, и нет уточнения о том, может ли суд направить подсудимого на лечение по своей инициативе.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, предлагается внести уточнения в данную статью в части специального полномочия суда принимать решения о временном помещении подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей, в медицинскую организацию и о продлении срока его временного пребывания в учреждении.
В случае принятия законопроекта, суд по результатам судебно-психиатрической экспертизы и по ходатайству следствия сможет самостоятельно отправить подсудимого в лечебных целях в психиатрический стационар. При этом должен быть указан срок пребывания подсудимого в лечебнице – до полугода. Если производство по данному делу не может быть закончено в установленный срок, а лечение не может быть прекращено, то суд вправе на основании заключения медорганизации продлевать этот срок неоднократно, но каждый раз не более чем на полгода.
Также законопроектом предусматривается создание механизма для информирования медорганизацией органов предварительного следствия и суда об улучшении состояния подозреваемого для решения вопроса о прекращении пребывания его в учреждении и избрании ему соответствующей меры пресечения.
«Следователь, дознаватель, суд по уголовным делам, находящимся в их производстве, информируются медицинской организацией, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, о психическом состояния лица, временно помещенного в такую организацию, посредством направления медицинского заключения по результатам освидетельствования данного лица и при улучшении его психического состояния в пределах компетенции разрешают вопрос о возможности применения к этому лицу меры пресечения в случае истечения срока ранее избранной меры пресечения в виде заключения под стражу», – отмечается в законопроекте.
Кроме того, предлагается ввести ограничительные меры для подозреваемых, находящихся в медучреждении. В частности, суд может избрать запрет на общение с определенными людьми, на отправление и получение почтово-телеграфных отправлений, на использование средств связи и интернета. Контролировать соблюдение запретов будет администрация психиатрической больницы.
В октябре 2020 года межведомственная рабочая группа под руководством уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова направила в Верховный суд РФ предложение по расширению и уточнению перечня заболеваний, при которых подследственные, подсудимые и осужденные, приговор которым не вступил в законную силу, не подлежат заключению под стражу.
Среди прочего там значились любые «хронические и затяжные психические расстройства»: тяжелые депрессии, биполярное аффективное расстройство в тяжелой депрессивной фазе, паническое расстройство с тяжелыми сердечными симптомами, агорафобия в тяжелой степени или в сочетании с гипертонией и астмой, делирий и деменция. При этом, по мнению омбудсмена, решение о медосвидетельствовании заключенных СИЗО должны принимать врачи, а не представители следственных органов или администрации учреждений.
В начале мая 2021 года Правительство РФ утвердило Концепцию развития уголовно-исполнительной системы (УИС) РФ на период до 2030 года. В тематическом распоряжении отдельный раздел посвящен совершенствованию «медицинского обеспечения» и санитарно-эпидемиологическому благополучию людей, содержащихся в учреждениях УИС.
Госдума 18 мая в первом чтении приняла разработанный Правительством РФ законопроект о внесении изменений в порядок помещения подозреваемых и обвиняемых, находящихся под стражей, в психиатрическую больницу. Авторы документа предлагают прописать в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК) РФ, что суд по собственной инициативе может на полгода направлять заключенных в специализированные медучреждения для лечения и затем неоднократно продлевать этот срок. Сейчас заключенных под стражу суд может отправлять в психиатрическую больницу только для проведения судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы.
Согласно статье 29 УПК, суд также имеет право направить на такие экспертизы подозреваемых и обвиняемых, не находящихся под стражей. При этом статьей не предусмотрен срок пребывания подсудимых в психиатрических больницах, и нет уточнения о том, может ли суд направить подсудимого на лечение по своей инициативе.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, предлагается внести уточнения в данную статью в части специального полномочия суда принимать решения о временном помещении подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей, в медицинскую организацию и о продлении срока его временного пребывания в учреждении.
В случае принятия законопроекта, суд по результатам судебно-психиатрической экспертизы и по ходатайству следствия сможет самостоятельно отправить подсудимого в лечебных целях в психиатрический стационар. При этом должен быть указан срок пребывания подсудимого в лечебнице – до полугода. Если производство по данному делу не может быть закончено в установленный срок, а лечение не может быть прекращено, то суд вправе на основании заключения медорганизации продлевать этот срок неоднократно, но каждый раз не более чем на полгода.
Также законопроектом предусматривается создание механизма для информирования медорганизацией органов предварительного следствия и суда об улучшении состояния подозреваемого для решения вопроса о прекращении пребывания его в учреждении и избрании ему соответствующей меры пресечения.
«Следователь, дознаватель, суд по уголовным делам, находящимся в их производстве, информируются медицинской организацией, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, о психическом состояния лица, временно помещенного в такую организацию, посредством направления медицинского заключения по результатам освидетельствования данного лица и при улучшении его психического состояния в пределах компетенции разрешают вопрос о возможности применения к этому лицу меры пресечения в случае истечения срока ранее избранной меры пресечения в виде заключения под стражу», – отмечается в законопроекте.
Кроме того, предлагается ввести ограничительные меры для подозреваемых, находящихся в медучреждении. В частности, суд может избрать запрет на общение с определенными людьми, на отправление и получение почтово-телеграфных отправлений, на использование средств связи и интернета. Контролировать соблюдение запретов будет администрация психиатрической больницы.
В октябре 2020 года межведомственная рабочая группа под руководством уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова направила в Верховный суд РФ предложение по расширению и уточнению перечня заболеваний, при которых подследственные, подсудимые и осужденные, приговор которым не вступил в законную силу, не подлежат заключению под стражу.
Среди прочего там значились любые «хронические и затяжные психические расстройства»: тяжелые депрессии, биполярное аффективное расстройство в тяжелой депрессивной фазе, паническое расстройство с тяжелыми сердечными симптомами, агорафобия в тяжелой степени или в сочетании с гипертонией и астмой, делирий и деменция. При этом, по мнению омбудсмена, решение о медосвидетельствовании заключенных СИЗО должны принимать врачи, а не представители следственных органов или администрации учреждений.
В начале мая 2021 года Правительство РФ утвердило Концепцию развития уголовно-исполнительной системы (УИС) РФ на период до 2030 года. В тематическом распоряжении отдельный раздел посвящен совершенствованию «медицинского обеспечения» и санитарно-эпидемиологическому благополучию людей, содержащихся в учреждениях УИС.