UPD: после публикации в новость добавлен комментарий «Нижегородской областной фармации» |
Арбитражный суд Москвы поддержал позицию ФАС о недопустимости указания конкретных производителей лекарственных препаратов в закупке. Такие действия являются прямым ограничением количества участников закупки, способных исполнить обязательства по договору. Об этом сообщили в пресс-службе ФАС. Информация размещена в электронной картотеке суда.
Ранее в ФАС поступила жалоба на действия сети госаптек Нижегородской области. Организация проводила запрос цен в электронной форме на право заключения договора на поставку лекарственных средств. Начальная максимальная цена договора по двум лотам составляла более 1,5 млрд руб.
Как сообщили в ФАС, заказчик установил конкретные наименования производителей лекарственных средств без возможности альтернативной поставки. При этом, согласно госреестру, закупаемые препараты производятся разными компаниями. Кроме того, заказчик неправомерно выбрал запрос цен в качестве способа проведения закупочной процедуры. Согласно положению о закупке открытый запрос цен в электронной форме проводится для обеспечения срочных нужд заказчика, однако обстоятельства дела указывают на отсутствие срочности, отметили в ФАС.
Также в ФАС посчитали, что заказчик неправомерно установил предельную оптовую надбавку поставщика на поставляемую продукцию — ниже уровня, установленного региональным законодательством. Это создало преимущественные условия производителю лекарственных средств и официальному дистрибьютору, сообщили в антимонопольной службе.
ФАС предписала устранить выявленные нарушения. Однако заказчик не согласился с таким решением и обратился в суд, который в итоге поддержал позицию антимонопольной службы.
В «Нижегородской областной фармации» (НОФ) рассказали «ФВ», что считают такой способ проведения закупки правомерным, так как Федеральный закон № 223-ФЗ предоставляет поставщику по госконтрактам в медорганизации региона право указывать в документации о закупке конкретный товарный знак, модель, место производства продукции и конкретного производителя.
Также в НОФ отметили, что Гражданский кодекс разрешает предприятиям указывать условие, ограничивающее входящую наценку на лекарственные средства. Госпредприятие является коммерческой организацией, которая ставит перед собой, в том числе, экономические цели: эффективное расходование денежных средств и сокращение издержек при проведении закупок.
После предписания антимонопольной службы, НОФ отменила закупку и устранила предполагаемые нарушения, скорректировала условия заключаемого по итогам торгов договора и разместили новую закупку. Она прошла без замечаний со стороны контролирующего органа. НОФ намерена обратиться в суд для выявления позиции арбитражных судов по отдельным вопросам толкования норм законодательства о закупках, чтобы избежать в будущем таких ситуаций, которые привели к обжалованию.
В сентябре 2020 года ФАС выдала предписание госпредприятию НОФ. Антимонопольная служба отменила закупку и обязала компанию внести изменения в конкурсную документацию. Речь шла о закупке компании с начальной максимальной ценой контракта 7,3 млрд руб. на право заключить с ней рамочные договоры на поставки лекарств для аптечной сети. Стоимость, объемы поставок и наименования товаров должны были уточняться по мере исполнения контракта путем заключения допсоглашений. В компании эту практику назвали предквалификацией. Комиссия ФАС посчитала, что условия закупки могут ввести в заблуждение потенциальных участников. После выдачи предписания компания обратилась в Арбитражный суд Москвы, который в январе 2021 года признал незаконными решение и предписание ФАС.