Татьяна Голикова, глава Счетной палаты РФ Фото: scandaly.ru
Счетная палата РФ проанализировала промежуточные результаты исполнения госпрограммы «Развитие здравоохранения». Привлеченное к оценке программы Минэкономразвития оценило ее эффективность на уровне «ниже среднего», а главный исполнитель – Минздрав, по мнению аудиторов, неэффективно управляет как самой программой, так и выделенными на ее реализацию средствами.
Госпрограмма «Развитие здравоохранения», утвержденная постановлением Правительства РФ №294 15 апреля 2014 года, рассчитана на срок до 2020 года. Ответственным исполнителем является Минздрав. И хотя госпрограмма в целом сбалансирована «по целям, задачам, показателям, финансовому обеспечению», как констатируют в Счетной палате, ежегодно количественные и качественные показатели (индикаторы) программы меняются незначительно. Например, в 2016 году изменения не вносились вовсе, в 2017-м – были внесены лишь некоторые изменения. Поэтому оценить динамику и влияние индикаторов на достижение основных целей программы невозможно.
Например, нет плановой динамики по охвату диспансеризацией взрослого населения – в действующей редакции программы показатель на 2016 год указан на уровне 23%, на период с 2017 по 2020 год – на уровне 21%. Охват профосмотрами детей должен неизменно составлять 95%, так же как и охват разных групп населения иммунизацией.
Финансовое планирование, по мнению аудиторов, тоже оставляет желать лучшего. Основной частью средств – почти 70% – распоряжается Минздрав, остальными средствами оперируют ФМБА и Росздравнадзор. Всего на реализацию госпрограммы в 2016 году предусматривалось 3,27 трлн рублей, а фактические расходы превысили 3,6 млрд рублей. Также были выявлены факты несоответствия информации о кассовом исполнении программы: в отчете правительства расходы Фонда ОМС составили 1,59 трлн рублей, а на портале госпрограмм – 1,6 трлн. Больше всего средств недополучили подпрограммы «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медпомощи» (4,2 млрд рублей) – по ряду причин, в том числе из-за срыва генподрядчиком сроков строительства Федерального центра цереброваскулярной патологии и инсульта РНИМУ им. Н.Н. Пирогова; «Управление развитием отрасли» (1,7 млрд рублей); «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины» (1,5 млрд рублей) – в том числе из-за непоставки в срок медоборудования в Федеральный высокотехнологичный центр медицинской радиологии в Дмитровограде «в связи с введением санкций на использование иностранного оборудования на территории России»; а также «Профилактика заболеваний и формирование ЗОЖ. Развитие первичной медико-санитарной помощи» (1,2 млрд рублей).
При этом в ряде случаев рост бюджетных ассигнований не привел к выполнению целевых показателей. Из 16 основных показателей госпрограммы плановых значений удалось добиться только по девяти показателям. Из десяти показателей, созвучных с президентскими «майскими указами», половина не были достигнуты. Например, в 42 регионах соотношение средней зарплаты врачей к среднему заработку по субъекту составило 155,3%, хотя должно было быть на уровне 159,6%. Минимальное соотношение наблюдается в 51 регионе страны. Еще хуже обстоит дело с младшим медперсоналом: в 77 регионах этот показатель составил лишь 56,4% от среднего заработка против планового 70,5%. На это, считают аудиторы, повлиял рост фактической средней зарплаты в регионах.
«На фоне роста абсолютных показателей зарплаты медперсонала наблюдается дальнейшее снижение числа ее получателей, что свидетельствует о росте нагрузки на медработников», – полагают в СП. Показатель обеспеченности врачами (на 10 тысяч населения) на конец 2016 года составил 37,2, что на 7,5% ниже плана (40,2) и на 0,27% ниже фактического показателя 2015 года. По данным Росстата, среднегодовая численность врачей за 2016 год сократилась более чем на 2 тысячи человек, среднего медперсонала – на 17,99 тысячи человек, младшего – на 52 тысячи человек.
Кроме того, по итогам 2016 года не достигнут плановый показатель смертности от новообразований – 196,1 человека на 100 тысяч населения, он составил 201,6 человека на 100 тысяч населения. В ряде субъектов оказались не выполнены и плановые демографические показатели. В 17 субъектах отмечен рост младенческой смертности, в 13 выросла смертность от болезней системы кровообращения, от туберкулеза – в 8 субъектах. Продолжительность жизни составила 71,87 года против плановых 72,64 года в 62 регионах.
По оценке Минэкономразвития, степень эффективности госпрограммы в 2016 году составила 81,8%, то есть ниже среднего уровня. Годом ранее удалось добиться статуса «выше среднего». Сами аудиторы считают, что в 2016 году эффективность программы соответствует среднему уровню эффективности, так как в Минэкономразвития не учитывают уровень изменения ассигнований в течение 2016 года и того, что индикаторы никак в связи с этим не корректировались.
При этом, настаивают в СП, динамика достижения показателей низкая. «Оценка достижения плановых значений показателей госпрограммы составила лишь 84,7%, не достигнуто 20,2% показателей, деятельность ответственного исполнителя – Минздрава России – оценена на низком уровне. Таким образом, итоги реализации госпрограммы в 2016 году свидетельствуют об исполнении расходов без достижения запланированных результатов и о неэффективном управлении госпрограммой», – констатировали авторы отчета.
Как сообщалось ранее, в обновленной версии программы «Развитие здравоохранения», утвержденной правительством 31 марта 2017 года, были изменены ключевые показатели работы Минздрава по итогам 2016 года. Там, где намечались явные успехи, как в борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, цели были улучшены. Зато в других областях министерству дали поблажку – например, был снижен запланированный ранее показатель продолжительности жизни и увеличена общая смертность. Благодаря проведенной задним числом корректировке документа министр Вероника Скворцова смогла в апреле отчитаться об успешной работе системы здравоохранения.
Татьяна Голикова, глава Счетной палаты РФ Фото: scandaly.ru
Счетная палата РФ проанализировала промежуточные результаты исполнения госпрограммы «Развитие здравоохранения». Привлеченное к оценке программы Минэкономразвития оценило ее эффективность на уровне «ниже среднего», а главный исполнитель – Минздрав, по мнению аудиторов, неэффективно управляет как самой программой, так и выделенными на ее реализацию средствами.
Госпрограмма «Развитие здравоохранения», утвержденная постановлением Правительства РФ №294 15 апреля 2014 года, рассчитана на срок до 2020 года. Ответственным исполнителем является Минздрав. И хотя госпрограмма в целом сбалансирована «по целям, задачам, показателям, финансовому обеспечению», как констатируют в Счетной палате, ежегодно количественные и качественные показатели (индикаторы) программы меняются незначительно. Например, в 2016 году изменения не вносились вовсе, в 2017-м – были внесены лишь некоторые изменения. Поэтому оценить динамику и влияние индикаторов на достижение основных целей программы невозможно.
Например, нет плановой динамики по охвату диспансеризацией взрослого населения – в действующей редакции программы показатель на 2016 год указан на уровне 23%, на период с 2017 по 2020 год – на уровне 21%. Охват профосмотрами детей должен неизменно составлять 95%, так же как и охват разных групп населения иммунизацией.
Финансовое планирование, по мнению аудиторов, тоже оставляет желать лучшего. Основной частью средств – почти 70% – распоряжается Минздрав, остальными средствами оперируют ФМБА и Росздравнадзор. Всего на реализацию госпрограммы в 2016 году предусматривалось 3,27 трлн рублей, а фактические расходы превысили 3,6 млрд рублей. Также были выявлены факты несоответствия информации о кассовом исполнении программы: в отчете правительства расходы Фонда ОМС составили 1,59 трлн рублей, а на портале госпрограмм – 1,6 трлн. Больше всего средств недополучили подпрограммы «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медпомощи» (4,2 млрд рублей) – по ряду причин, в том числе из-за срыва генподрядчиком сроков строительства Федерального центра цереброваскулярной патологии и инсульта РНИМУ им. Н.Н. Пирогова; «Управление развитием отрасли» (1,7 млрд рублей); «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины» (1,5 млрд рублей) – в том числе из-за непоставки в срок медоборудования в Федеральный высокотехнологичный центр медицинской радиологии в Дмитровограде «в связи с введением санкций на использование иностранного оборудования на территории России»; а также «Профилактика заболеваний и формирование ЗОЖ. Развитие первичной медико-санитарной помощи» (1,2 млрд рублей).
При этом в ряде случаев рост бюджетных ассигнований не привел к выполнению целевых показателей. Из 16 основных показателей госпрограммы плановых значений удалось добиться только по девяти показателям. Из десяти показателей, созвучных с президентскими «майскими указами», половина не были достигнуты. Например, в 42 регионах соотношение средней зарплаты врачей к среднему заработку по субъекту составило 155,3%, хотя должно было быть на уровне 159,6%. Минимальное соотношение наблюдается в 51 регионе страны. Еще хуже обстоит дело с младшим медперсоналом: в 77 регионах этот показатель составил лишь 56,4% от среднего заработка против планового 70,5%. На это, считают аудиторы, повлиял рост фактической средней зарплаты в регионах.
«На фоне роста абсолютных показателей зарплаты медперсонала наблюдается дальнейшее снижение числа ее получателей, что свидетельствует о росте нагрузки на медработников», – полагают в СП. Показатель обеспеченности врачами (на 10 тысяч населения) на конец 2016 года составил 37,2, что на 7,5% ниже плана (40,2) и на 0,27% ниже фактического показателя 2015 года. По данным Росстата, среднегодовая численность врачей за 2016 год сократилась более чем на 2 тысячи человек, среднего медперсонала – на 17,99 тысячи человек, младшего – на 52 тысячи человек.
Кроме того, по итогам 2016 года не достигнут плановый показатель смертности от новообразований – 196,1 человека на 100 тысяч населения, он составил 201,6 человека на 100 тысяч населения. В ряде субъектов оказались не выполнены и плановые демографические показатели. В 17 субъектах отмечен рост младенческой смертности, в 13 выросла смертность от болезней системы кровообращения, от туберкулеза – в 8 субъектах. Продолжительность жизни составила 71,87 года против плановых 72,64 года в 62 регионах.
По оценке Минэкономразвития, степень эффективности госпрограммы в 2016 году составила 81,8%, то есть ниже среднего уровня. Годом ранее удалось добиться статуса «выше среднего». Сами аудиторы считают, что в 2016 году эффективность программы соответствует среднему уровню эффективности, так как в Минэкономразвития не учитывают уровень изменения ассигнований в течение 2016 года и того, что индикаторы никак в связи с этим не корректировались.
При этом, настаивают в СП, динамика достижения показателей низкая. «Оценка достижения плановых значений показателей госпрограммы составила лишь 84,7%, не достигнуто 20,2% показателей, деятельность ответственного исполнителя – Минздрава России – оценена на низком уровне. Таким образом, итоги реализации госпрограммы в 2016 году свидетельствуют об исполнении расходов без достижения запланированных результатов и о неэффективном управлении госпрограммой», – констатировали авторы отчета.
Как сообщалось ранее, в обновленной версии программы «Развитие здравоохранения», утвержденной правительством 31 марта 2017 года, были изменены ключевые показатели работы Минздрава по итогам 2016 года. Там, где намечались явные успехи, как в борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, цели были улучшены. Зато в других областях министерству дали поблажку – например, был снижен запланированный ранее показатель продолжительности жизни и увеличена общая смертность. Благодаря проведенной задним числом корректировке документа министр Вероника Скворцова смогла в апреле отчитаться об успешной работе системы здравоохранения.