Эксперты Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) направили в правительство аналитическую записку «О донорстве органов человека и их трансплантации», в которой предлагается согласие или отказ на посмертное донорство органов отмечать в полисе обязательного медицинского страхования (ОМС).
В настоящее время в России действует так называемая презумпция согласия по отношению к умершим донорам органов. В соответствии с ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья», человек, желающий отдать свои органы нуждающимуся, может заранее составить и заверить завещание. В иных случаях, как определил Конституционный суд, после смерти человека медучреждение может изъять его органы без специального разрешения. Несмотря на наличие этой нормы, родственники умерших граждан продолжают оспаривать факты изъятия органов в судах.
Решить проблему должен законопроект, который в настоящее время рассматривается Госдумой. В нем прописано, что перед изъятием органов медучреждение должно известить родственников умершего пациента, которые в течение двух часов после констатации смерти имеют право запретить изъятие органов для трансплантации.
В РАНХиГС предлагают другой подход: оставить решение за самим пациентом – потенциальным донором. Для этого следует делать отметку в страховом полисе о возможности донорства органов после смерти застрахованного. Также необходимо создать закрытую Всероссийскую базу доноров – посмертных и прижизненных, а также реестр нуждающихся в органах людей.
«Важно сделать систему гибкой, при этом также важно, чтобы, как вариант, участковый врач мог хорошо ознакомить граждан со всеми последствиями их решения. С тех же граждан, которых по каким-либо причинам невозможно будет опросить, необходимо собрать контакты ближайших родственников, которым можно доверять, остальных же внести в стоп-лист», – пояснил газете «Известия» директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков.
Эта не первая инициатива, призванная упорядочить процесс изъятия и пересадки органов. В Общественной палате РФ, например, осенью 2015 года предлагали законодательно обосновать возможность делать в водительских удостоверениях отметку о согласии или несогласии на посмертное донорство органов, а также создать единый федеральный реестр потенциальных доноров.
По данным РАНХиГС, в стране необходимо производить около 9 тысяч операций по пересадке органов в год, а делается лишь 16% от этого показателя. Операции по трансплантации проводятся только в 24 регионах страны. По информации Минздрава, с 2012 по 2014 год число трансплантаций в России выросло в два раза – до 1,5 тысячи операций ежегодно.