На российском фармацевтическом рынке не так много французских компаний: с учетом небольших лабораторий их едва наберется полтора-два десятка, рассказывает руководитель «IMS Health Россия и СНГ» Николай Демидов. Из них только три – Sanofi, Servier и Ipsen Group – входят в топ-100 фармкомпаний на российском рынке, свидетельствуют данные международной аналитической компании IMS Health. Всего в России, по данным Минпромторга на конец февраля 2013 г., выдано 476 лицензий на производство лекарств. Во Франции не так много крупных компаний, к тому же эти компании осторожно подходят к ведению бизнеса на российском рынке, объясняет Демидов.
Кто есть кто
Sanofi – без учета принадлежащей ей компании Zentiva – лидер по выручке на французском фармацевтическом рынке и номер четыре в мировом рейтинге, свидетельствуют данные IMS Health за 2012 г. Фармкомпания производит вакцины, лекарства для лечения сахарного диабета, онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний центральной нервной системы и проч.
На российском рынке Sanofi проигрывает лишь швейцарской Novartis, а если не брать в расчет Sandoz, занимает первую строчку. Zentiva и Sandoz хотя принадлежат соответственно Sanofi и Novartis, но, во-первых, достаточно независимы в ведении бизнеса, а во-вторых, занимаются производством дженериков, поэтому в рейтинге IMS Health эти компании учитываются отдельно, объясняет Демидов. По этой же причине отдельно в рейтинге учитывается Biogaran и Egis, принадлежащая Servier.
По данным IMS Health, Servier, производящая в том числе кардиологические препараты, – вторая французская компания на российском рынке. В российском рейтинге она занимает 12-ю строчку (а с учетом Egis – 6-ю), в родном французском ее позиции слабее – 23-я строчка. Фармацевтический рынок Франции устоялся, в то время как российский быстро развивается, объясняет Демидов.
Третья на российском рынке – Ipsen Group, которая специализируется в том числе на производстве онкологических лекарств. В России у нее 36-е место, во Франции – 31-е.
Sanofi глобально развивалась за счет слияний и поглощений и покупала, в частности, компании уже имевшие хорошие позиции на российском рынке, объясняет высокие позиции Sanofi на российском рынке Демидов. Еще один фактор – участие в программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), по ней государство закупает лекарства для льготников.
Местные лекарства
Все три французские компании работают на рынке еще с советских времен. Предшественницы Sanofi (компания образована в 2004 г.) представлены в СССР с 1970 г. С начала деятельности в стране компания продавала безрецептурные препараты, в том числе но-шпу, рассказывает директор по коммуникациям Евразийского региона Sanofi Ирина Острякова. Несколько десятков лет в стране представлена смекта производства Ipsen. Servier заключила первый контракт на поставку лекарств в СССР в 1984 г.
Россия – ключевой рынок для Ipsen: в последние пять лет компания существенно увеличила свое присутствие на нем и в дальнейшем планирует рост на уровне 15% ежегодно, рассказывал в конце 2011 г. в интервью «Ведомостям» Марк де Гаридэль, председатель совета директоров и генеральный директор Ipsen Group. Для Servier Россия – международный рынок № 1, говорит представитель компании Василий Груздев. И один из приоритетных рынков для Sanofi, отмечает Острякова. Традиционно производители лекарств концентрировались на Европе, США и Японии, рассказывал в 2010 г. в интервью «Ведомостям» главный исполнительный директор Sanofi Кристофер Виебахер. «И, по сути, порядка 80% наших продаж приходилось на 20% населения мира, – говорил он. – Теперь большая часть роста приходится на рынки, нетрадиционные для нас, такие как Россия и Китай».
Servier в 2007 г. открыла завод по производству лекарств в подмосковном Софьине, вложив в его строительство более 45 млн. евро. Решение о строительстве завода было связано с приоритетностью для развития компании на российском рынке: собственное производство дает большую гибкость в планировании и логистике, что важно при большом объеме поставок, рассказывает гендиректор Servier в России Жером Гаве.
В 2010 г. собственным производством обзавелась Sanofi: она приобрела завод «Биотон восток» (сейчас «Санофи-авентис восток») в Орловской области. Принимая решение о локализации, Sanofi руководствовалась не только экономическими факторами, но и социальными, рассказывает Острякова: среди приоритетных направлений деятельности компании в России – сахарный диабет и онкология. По данным Государственного реестра, диагноз «сахарный диабет» поставлен в России 3,4 млн. человек, более 850 000 из них получают инсулин, объясняла компания в конце 2011 г.: но реальное число больных, по оценкам экспертов, выше в 3–4 раза, следовательно, в ближайшее время потребность российского рынка в инсулине продолжит расти (Sanofi начала в России с производства инсулинов, а в 2012 г. стала упаковывать онкологические препараты).
Ipsen пока не производит лекарства в России. Компания оценивает возможные действия по производству лекарств, говорил де Гаридэль, подчеркивая, что решение еще не принято. В апреле планируются встречи с российскими производителями, на мощностях которых в случае положительного решения компания могла бы производить свои лекарства, говорит глава представительства Ipsen в России Марина Велданова. Собственный завод в России строить нерентабельно: объем продаж Ipsen в стране относительно небольшой, это не позволит целиком заполнить производство, объясняет Велданова. К тому же, продолжает она, половина портфеля Ipsen – это биотехнологические препараты, мировой объем потребления в упаковках которых невелик, а производство чрезвычайно сложно, поэтому их производит только один завод в мире.
Иностранцы научат
Производство – не единственная статья вложений французских фармацевтов.
Servier с середины 1990-х привлекает российские медицинские центры к участию в международных клинических исследованиях, говорит Груздев. А в 2000 г. открыла в Москве собственный Центр клинических исследований – это позволяет максимально эффективно проводить международные исследования новых препаратов, объясняет представитель компании.
Ipsen в России поддерживает проекты локальных испытаний и включает нашу страну в международные мультицентровые клинические исследования, рассказывает Велданова. Эти проекты направлены, например, на поиск новых методов лечения, новых показаний к применению препаратов. Компании в последние годы стали включать Россию в международные клинические исследования, говорит Велданова, и это происходит не за счет сокращения числа испытаний в других странах, а потому что в стране растет количество квалифицированных врачей и центров, способных проводить исследования.
Еще одно направление деятельности – инвестиции в образование врачей и пациентов. У Ipsen, например, есть образовательная программа для врачей-неврологов, которые в том числе работают с детьми с церебральным параличом, рассказывает Велданова.
Для врачей у Sanofi действует более 50 школ по атеротромбозу (при поддержке Национального общества по атеротромбозу). Есть программы для пациентов с сахарным диабетом (совместная с врачамиэндокринологами, ежегодно в ней участвует 3500–4000 человек), для диализных пациентов (при поддержке российского нефрологического общества), для пациентов с раком молочной железы (совместно с онкологическими лечебными учреждениями). Вместе с ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава РФ Sanofi планирует разработать и провести эпидемиологический проект в области диагностики и лечения сахарного диабета.
Инвестиции только в производство неполноценны, считает Велданова. Маркетинг инновационных препаратов возможен лишь в том случае, если у компании есть образовательные продукты, – необходимо обучить врачей работать с лекарствами, они должны попасть в стандарты лечения, объясняет она: это важно, поскольку в стране большое количество пациентов, у которых либо еще нет диагноза, либо получаемое ими лечение может быть улучшено.
Расстановка приоритетов
В планах Sanofi на 2013 г. – вывод завода на полную производственную мощность и переход на полный цикл производства инсулинов (за исключением производства субстанции), рассказывает Острякова. Servier к концу 2014 г. планирует производить в России более 95% объема реализуемой в стране продукции, из которых свыше 85% придется на производство полного цикла, говорит Гаве. Ipsen в ближайшее время планирует принять решение о сценарии возможной локализации, рассказывает Велданова.
Еще одно направление деятельности – экспорт лекарств с российских заводов. Servier, по словам Гаве, в прошлом году начала поставки с российского завода на Украину и планирует развивать экспортный потенциал.
Велданова рассчитывает на расширение участия Ipsen в сегменте госзакупок. В России необходимо и дальше улучшать качество лечения пациентов, это можно сделать в том числе за счет внедрения современных стандартов терапии, говорит она.
В среднесрочной перспективе, рассчитывает Гаве, продажи Servier будут расти пропорционально прогнозируемому росту всего рынка – на 9–12% в год. А факторами, существенно влияющими на рынок, будут оставаться развитие национальной фармпромышленности, включая локализацию производства иностранными компаниями, рост объема госзакупок, контроль цен на основные важные лекар ства, увеличение конкуренции.
Растущий рынок
Продажи Sanofi, Servier и Ipsen в 2012 г. во Франции падают, а в России – растут. Рынки двух стран кардинально различаются, говорит Демидов. Французский рынок насыщен, российский – развивается; во Франции в отличие от России существует сильное давление государства на ценообразование, действует референтное ценообразование, а также распространена замена оригинальных лекарств дженериками, отмечает он. Во Франции исторически действует система почти 100%-ного возмещения стоимости лекарств, говорит Велданова. В России, по предварительным данным аналитической компании DSM Group за 2012 г., объем коммерческого рынка (т. е. продажи лекарств в аптеках) составил 536,58 млрд. руб., и лишь 236,6 млрд. руб. – объем закупок по программе ДЛО и госпитальных закупок (закупки больниц). Но финансовый кризис заставил европейские страны пересмотреть объемы финансирования программ возмещения, продолжает Велданова: Франция пересмотрела и список препаратов, стоимость которых возмещает государство, и систему ценообразования. Производство лекарств в России – бизнес непростой, но прибыльный
Автор: Мария Дранишникова
Источник: www.vedomosti.ru