В России создается третья по количеству розничных точек аптечная сеть. Как стало известно "Ведомостям", она получится в результате объединения "Аптек ICN" с сетью "Чудо-доктор", а партнером Millhouse Capital и "Профит Хаус" в этой компании станет владелец парфюмерно-косметической сети "Л’Этуаль" Максим Климов.
Участники фармацевтического рынка ждали этого объединения с конца июня — после того, как инвестиционная компания "Профит Хаус" за $55 млн приобрела российские активы американской ICN — пять фармацевтических заводов, 96 аптек и офисное здание.
К тому времени "Профит Хаус" уже управлял уфимским фармзаводом "Уфавита" и сетью аптек "Чудо-доктор", соучредителем которой, по данным Московской регистрационной палаты, был соучредитель "Профит Хаус" Виктор Харитонин.
Однако обе сети не подтверждали это; более того, через несколько дней выяснилось, что "Профит Хаус" покупал ICN в интересах английской компании Millhouse Capital, управляющей активами чукотского губернатора Романа Абрамовича и его партнеров. Впрочем, это не изменило ожидания экспертов, тем более что "Профит Хаус" известна на рынке как партнер Millhouse по многим сделкам. Теперь объединение началось.
Гендиректором объединенной сети стал известный на розничном рынке менеджер Алексей Максимов. Он долгое время управлял розничной торговлей сети бытовой техники "М. Видео", а затем был гендиректором сети салонов мобильной связи Dixis.
Руководитель крупной фармацевтической компании говорит о слиянии как о свершившемся факте. По его данным, единая компания будет работать под общей торговой маркой "Чудо-доктор", а товарный знак ICN постепенно исчезнет с российского рынка.
Однако в объединенной сети у них есть партнер — предприниматель Максим Климов, владелец парфюмерно-косметической сети "Л’Этуаль". Об этом "Ведомостям" сообщили несколько крупных участников фармацевтического рынка. Один из них уточнил, что половина акций новой объединенной аптечной компании была продана Климову осенью примерно за $20 млн.
А источник в ICN рассказал, что бывший гендиректор ICN Russia Джон Ортега еще в сентябре разослал по электронной почте неофициальное письмо, в котором, в частности, рассказывалось, что Millhouse перепродала 50% аптечного бизнеса ICN компании "Л’Этуаль".
Однако многочисленные запросы "Ведомостей" в компанию "Алькор", которой принадлежит брэнд "Л’Этуаль", с просьбой дать комментарии об аптечном проекте остались без ответа. Источники, близкие к "Алькору", объясняют это тем, что это личный проект Климова, не имеющий отношения к косметическим сетям.
"Объединение аптек в единую сеть логично с точки зрения создания более сильного брэнда", — считает гендиректор группы компаний "Ремедиум" Сирма Готовац.
Объем продаж аптек ICN в 2002 г. — $27 млн. Оборот "Чудо-доктора" не разглашается, по оценке одного из экспертов фармацевтического рынка, в 2002 г. он составил около $12 млн.
Сеть "Л’Этуаль" лидирует в России по числу магазинов — 101 в Москве и несколько десятков в других городов. Объем продаж, по данным самой компании, составил в 2002 г. $90 млн.
В объединенной сети будет 134 аптеки, что позволит ей приблизиться к лидерам — питерскому "Натур Продукту" (141 аптека) и самарской "Имплозии" (140).
В крупнейшей в России по обороту "Аптечной сети 36,6" нового конкурента не очень опасаются. "Пока перед этой компанией больше вопросов, чем ответов, — считает совладелец "Аптечной сети 36,6" Артем Бектемиров. — Их брэнд не очень широко известен потребителям, не все аптеки расположены в удачных местах. Им предстоит большая работа". По мнению Готовац, на слияние бизнесов "Чудо-доктора" и аптек ICN потребуется не менее года.