Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев представил президенту РФ Владимиру Путину новый состав правительства. Главой Министерства здравоохранения осталась Вероника Скворцова. О том, каких успехов ей удалось достичь за минувшие шесть лет и что ей только предстоит сделать во время нового срока, рассказал Vademecum.
Скворцова вступила в должность 21 мая 2012 года. Выступая со своим первым программным докладом, она отмечала, что Минздрав намерен заняться развитием первичной и скорой медпомощи, внедрить клинические рекомендации, а также перейти на одноканальное финансирование, опробовать в пилотном режиме лекарственное страхование. Кроме того, она обещала выдвинуть на первый план вопрос с медобразованием и решить кадровый дефицит, развивать науку. Также говорилось о диспансеризации и создании «глобальной профилактической среды».
Далее была одобрена госпрограмма «Развитие здравоохранения до 2020 года», в которой были прописаны «перспективные реперные точки и целевые показатели» системы.
При этом Скворцова отмечала, что первый период реализации программы предполагает завершение основных преобразований отрасли с выходом в 2015 году на сбалансированную систему ОМС с полным финансовым покрытием тарифа. «Следующий период – увеличение емкости рынка медицинских услуг, наращивание качественного потенциала отрасли, ее инновационное развитие, расширение ограничительных перечней компонентов медицинской помощи за счет введения в стандарты новых эффективных лекарственных препаратов, медицинских изделий и технологий», – говорила она.
Неудавшийся проект и провальная профилактика
Достичь всех намеченных целей оказалось не так-то просто. Так, например, система лекарственного страхования вводилась изначально в качестве пилотного проекта в Кировской области в 2013-2015 году. Здесь люди, страдающие артериальной гипертензией и ишемической болезнью сердца, получали соответствующие медикаменты. Сперва инициатива показала хороший результат, но пилотный проект так и остался пилотный. Весной прошлого года Скворцова заявила, что внедрение лекарственного страхования по всей стране планируется только через 2-3 года.
Что касается диспансеризации, то она, согласно соцопросам, особо не заинтересовывала граждан, а некоторые и вовсе не знали о такой возможности. Так, например, Общероссийский народный фронт (ОНФ) в ходе внедрения профилактических осмотров сообщал лишь о 7% россиян, пришедших на диспансеризацию и узнавших, что по документам они ее уже прошли. Вопросы профилактики остаются нерешенными. Разобраться с этим предстоит министерству и в текущие годы, согласно майским указам.
Долгострой ЕГИСЗ и ОМС
Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) стала одним из главных отраслевых «долгостроев». Проект все никак не придет к своему завершению, а деньги на него продолжают расходоваться. Так, бюджет уже оценивают в 40 миллиардов рублей – и эта цифра продолжает расти. Главными подрядчиками по внедрению ЕГИСЗ на федеральном уровне еще в 2013 году были выбраны госкорпорация «Ростех», НИИ «Восход» и компания «Ростелеком». Система строилась за счет как федерального, так и региональных бюджетов. Регионы устанавливали модули ЕГИСЗ в основном за собственные деньги, из-за чего информатизация была внедрена по стране неравномерно. Завершить, наконец, процесс потребовал президент Владимир Путин. Он даже обозначил дедлайн – работу необходимо завершить до конца текущего года.
Изменения коснулись и страховой системы, исполненных совместно с Федеральным фондом ОМС. Так, удалось внедрить клинико-статистические группы, призванные более четко распределять ОМС-финансирование. Кроме того, ужесточили контроль за медицинскими страховщиками, непрерывно подвергавшимся критике со стороны медицинского сообщества и регуляторов. Повышение уставного капитала с 60 миллионов рублей до 120 миллионов рублей и возникновение новых статей расходов на подготовку и содержание страховых представителей запустило процесс интеграции на и без того тесном рынке медстрахования. А вот идея ввести нечто похожее на соплатеж (ОМС+) провалилась. В пилотном режиме Минздрав и ФФОМС попытались организовать продажу расширенных страховых программ, которые оказались непопулярны среди пациентов.
Реформа медобразования и зарплаты врачей
Кроме того, в 2011 году решили перейти от сертификации врачей к аккредитации – утвердили инициативу Федеральным законом №323 «Об основах охраны здоровья граждан». Приступить к выполнению хотели с 2016 года, однако затем ввели просто переходный период. Сначала обязательной стала только первичная аккредитация, в следующем году аккредитоваться будут ординаторы по узким специальностям, а к 2021 году – все медработники с высшим и средним образованием. Уже ликвидирована интернатура и начинает формироваться система непрерывного медобразования.
Одним из важнейших для отрасли стал подписанный в мае 2012 года указ Президента о повышении зарплат врачей и медработников. К 2018 году врачи должны были начать получать 200% от средней по региону зарплаты, а средний и младший медперсонал – 100%. Однако указ натолкнулся на финансовые проблемы, а иногда и на саботаж региональных властей, боровшихся за экономию своих бюджетов. Чиновники отчитывались о повышении зарплат, хотя на деле медики получали зарплату все также на низком уровне. Санитарок, например, переводили на ставки уборщиц, а врачей заставляли работать на полторы или две ставки. Медики ответили – в 2013-2015 годах по отрасли прокатилась волна забастовок.
В январе же текущего года Росстат зафиксировал скачок зарплат медработников на 30%, что наблюдатели связали с грядущими выборами президента и требованиями к региональным властям срочно выполнить «мупы-2012».
Оптимизация здравоохранения
Между тем, самой обсуждаемой темой нескольких лет является проблема сокращение количества медучреждений и снижение доступности медпомощи. Кроме сокращения коечного фонда, сокращается и численность поликлиник, а также фельдшерско-акушерских пунктов. Еще в 2014 году, по данным Счетной палаты, 17,5 тысяч населенных пунктов страны оказались без медицинской инфраструктуры. Помимо этого, по мнению главы фонда «Здоровье» Эдуарда Гаврилова, выросла и смертность, а количество госпитализаций, напротив, сократилось. Всего с 2013 года общее число госпитализированных пациентов уменьшилось на 568 тысяч человек. А снижение числа госпитализаций сельских жителей и вовсе составляет 71,2% от общего снижения госпитализированных. О снижении доступности медпомощи в очередной раз написали и аудиторы СП – в их отчете за прошлый год говорится, что объемы и финансирование медуслуг несбалансированные, а это «приводит к замещению бесплатной медпомощи платной». Скворцова же называет оптимизацией «комплекс мероприятий, цель которых — повышение доступности и качества медицинской помощи». «Менее чем за восемь лет в нашей стране была выстроена многоуровневая система здравоохранения, как в каждом регионе в отдельности, так и в целом по стране», – отмечала она в январе 2017 года.
Статистика смертности и клинические рекомендации
В конце января прошлого года Скворцова отчиталась, что показатели смертности достигли минимума за последние 25 лет, – 12,4 случая на 1 000 человек. Минздрав отмечает, в основном, годовую динамику: по сравнению с 2016 годом на 17,3 % снизилась смертность от туберкулеза, на 4,8 % – от болезней системы кровообращения, на 2,3 % – от новообразований и так далее. Однако по данным Росстата, сердечно-сосудистые заболевания по-прежнему остаются главной причиной смерти россиян — почти половина (47%) летальных исходов. Второе место среди причин занимают онкологические заболевания – 196,9 случая на 100 тысяч населения.
При этом резко стало расти количество случаев смерти «от старости». В 2016 году «старость» указывалась в качестве причины смерти почти в каждом пятом случае для людей старше 80 лет. Экспертов смутило, что умершие россияне ничем не болели. Также увеличилось количество смертей от неврыных болезней, болезней кож. Тогда в фонде «Здоровье» предположили, что это связанлибо с желанием Минздрава подогнать показатели под индикаторы президентских «майских указов», либо с нежеланием проверять корректность сдаваемых регионами данных.
В Минздраве объяснили, что за сбор статистики ведомство не отвечает. Но спустя год к выводам о манипуляции со статистикой – на уровне регионов – заявили и эксперты РАНХиГС, вскоре спохватился и Минздрав. Случаи манипуляции данными о смертности и осведомленность в этом ведомства, подтвердились позже в Белгородской и Самарской областях.
Главным достижением Скворцовой может стать новый статус клинических рекомендаций. В конце апреля текущего года Правительство направило на рассмотрение Госдумы соответствующий законопроект. Клинические рекомендации описаны в документе как «содержащие основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, включая описание последовательности действий медработника, с учетом течения заболевания, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, других факторов, влияющих на результаты лечения». Они являются обязательными во время организации оказания медицинской помощи, кроме того, на их основе создаются протоколы лечения и проводится экспертиза работы врача. Представители отрасли и эксперты поддержали инициативу с оговоркой, что первая редакция законопроекта требует значительных доработок.
Автор: Роман Кутузов
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев представил президенту РФ Владимиру Путину новый состав правительства. Главой Министерства здравоохранения осталась Вероника Скворцова. О том, каких успехов ей удалось достичь за минувшие шесть лет и что ей только предстоит сделать во время нового срока, рассказал Vademecum.
Скворцова вступила в должность 21 мая 2012 года. Выступая со своим первым программным докладом, она отмечала, что Минздрав намерен заняться развитием первичной и скорой медпомощи, внедрить клинические рекомендации, а также перейти на одноканальное финансирование, опробовать в пилотном режиме лекарственное страхование. Кроме того, она обещала выдвинуть на первый план вопрос с медобразованием и решить кадровый дефицит, развивать науку. Также говорилось о диспансеризации и создании «глобальной профилактической среды».
Далее была одобрена госпрограмма «Развитие здравоохранения до 2020 года», в которой были прописаны «перспективные реперные точки и целевые показатели» системы.
При этом Скворцова отмечала, что первый период реализации программы предполагает завершение основных преобразований отрасли с выходом в 2015 году на сбалансированную систему ОМС с полным финансовым покрытием тарифа. «Следующий период – увеличение емкости рынка медицинских услуг, наращивание качественного потенциала отрасли, ее инновационное развитие, расширение ограничительных перечней компонентов медицинской помощи за счет введения в стандарты новых эффективных лекарственных препаратов, медицинских изделий и технологий», – говорила она.
Неудавшийся проект и провальная профилактика
Достичь всех намеченных целей оказалось не так-то просто. Так, например, система лекарственного страхования вводилась изначально в качестве пилотного проекта в Кировской области в 2013-2015 году. Здесь люди, страдающие артериальной гипертензией и ишемической болезнью сердца, получали соответствующие медикаменты. Сперва инициатива показала хороший результат, но пилотный проект так и остался пилотный. Весной прошлого года Скворцова заявила, что внедрение лекарственного страхования по всей стране планируется только через 2-3 года.
Что касается диспансеризации, то она, согласно соцопросам, особо не заинтересовывала граждан, а некоторые и вовсе не знали о такой возможности. Так, например, Общероссийский народный фронт (ОНФ) в ходе внедрения профилактических осмотров сообщал лишь о 7% россиян, пришедших на диспансеризацию и узнавших, что по документам они ее уже прошли. Вопросы профилактики остаются нерешенными. Разобраться с этим предстоит министерству и в текущие годы, согласно майским указам.
Долгострой ЕГИСЗ и ОМС
Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) стала одним из главных отраслевых «долгостроев». Проект все никак не придет к своему завершению, а деньги на него продолжают расходоваться. Так, бюджет уже оценивают в 40 миллиардов рублей – и эта цифра продолжает расти. Главными подрядчиками по внедрению ЕГИСЗ на федеральном уровне еще в 2013 году были выбраны госкорпорация «Ростех», НИИ «Восход» и компания «Ростелеком». Система строилась за счет как федерального, так и региональных бюджетов. Регионы устанавливали модули ЕГИСЗ в основном за собственные деньги, из-за чего информатизация была внедрена по стране неравномерно. Завершить, наконец, процесс потребовал президент Владимир Путин. Он даже обозначил дедлайн – работу необходимо завершить до конца текущего года.
Изменения коснулись и страховой системы, исполненных совместно с Федеральным фондом ОМС. Так, удалось внедрить клинико-статистические группы, призванные более четко распределять ОМС-финансирование. Кроме того, ужесточили контроль за медицинскими страховщиками, непрерывно подвергавшимся критике со стороны медицинского сообщества и регуляторов. Повышение уставного капитала с 60 миллионов рублей до 120 миллионов рублей и возникновение новых статей расходов на подготовку и содержание страховых представителей запустило процесс интеграции на и без того тесном рынке медстрахования. А вот идея ввести нечто похожее на соплатеж (ОМС+) провалилась. В пилотном режиме Минздрав и ФФОМС попытались организовать продажу расширенных страховых программ, которые оказались непопулярны среди пациентов.
Реформа медобразования и зарплаты врачей
Кроме того, в 2011 году решили перейти от сертификации врачей к аккредитации – утвердили инициативу Федеральным законом №323 «Об основах охраны здоровья граждан». Приступить к выполнению хотели с 2016 года, однако затем ввели просто переходный период. Сначала обязательной стала только первичная аккредитация, в следующем году аккредитоваться будут ординаторы по узким специальностям, а к 2021 году – все медработники с высшим и средним образованием. Уже ликвидирована интернатура и начинает формироваться система непрерывного медобразования.
Одним из важнейших для отрасли стал подписанный в мае 2012 года указ Президента о повышении зарплат врачей и медработников. К 2018 году врачи должны были начать получать 200% от средней по региону зарплаты, а средний и младший медперсонал – 100%. Однако указ натолкнулся на финансовые проблемы, а иногда и на саботаж региональных властей, боровшихся за экономию своих бюджетов. Чиновники отчитывались о повышении зарплат, хотя на деле медики получали зарплату все также на низком уровне. Санитарок, например, переводили на ставки уборщиц, а врачей заставляли работать на полторы или две ставки. Медики ответили – в 2013-2015 годах по отрасли прокатилась волна забастовок.
В январе же текущего года Росстат зафиксировал скачок зарплат медработников на 30%, что наблюдатели связали с грядущими выборами президента и требованиями к региональным властям срочно выполнить «мупы-2012».
Оптимизация здравоохранения
Между тем, самой обсуждаемой темой нескольких лет является проблема сокращение количества медучреждений и снижение доступности медпомощи. Кроме сокращения коечного фонда, сокращается и численность поликлиник, а также фельдшерско-акушерских пунктов. Еще в 2014 году, по данным Счетной палаты, 17,5 тысяч населенных пунктов страны оказались без медицинской инфраструктуры. Помимо этого, по мнению главы фонда «Здоровье» Эдуарда Гаврилова, выросла и смертность, а количество госпитализаций, напротив, сократилось. Всего с 2013 года общее число госпитализированных пациентов уменьшилось на 568 тысяч человек. А снижение числа госпитализаций сельских жителей и вовсе составляет 71,2% от общего снижения госпитализированных. О снижении доступности медпомощи в очередной раз написали и аудиторы СП – в их отчете за прошлый год говорится, что объемы и финансирование медуслуг несбалансированные, а это «приводит к замещению бесплатной медпомощи платной». Скворцова же называет оптимизацией «комплекс мероприятий, цель которых — повышение доступности и качества медицинской помощи». «Менее чем за восемь лет в нашей стране была выстроена многоуровневая система здравоохранения, как в каждом регионе в отдельности, так и в целом по стране», – отмечала она в январе 2017 года.
Статистика смертности и клинические рекомендации
В конце января прошлого года Скворцова отчиталась, что показатели смертности достигли минимума за последние 25 лет, – 12,4 случая на 1 000 человек. Минздрав отмечает, в основном, годовую динамику: по сравнению с 2016 годом на 17,3 % снизилась смертность от туберкулеза, на 4,8 % – от болезней системы кровообращения, на 2,3 % – от новообразований и так далее. Однако по данным Росстата, сердечно-сосудистые заболевания по-прежнему остаются главной причиной смерти россиян — почти половина (47%) летальных исходов. Второе место среди причин занимают онкологические заболевания – 196,9 случая на 100 тысяч населения.
При этом резко стало расти количество случаев смерти «от старости». В 2016 году «старость» указывалась в качестве причины смерти почти в каждом пятом случае для людей старше 80 лет. Экспертов смутило, что умершие россияне ничем не болели. Также увеличилось количество смертей от неврыных болезней, болезней кож. Тогда в фонде «Здоровье» предположили, что это связанлибо с желанием Минздрава подогнать показатели под индикаторы президентских «майских указов», либо с нежеланием проверять корректность сдаваемых регионами данных.
В Минздраве объяснили, что за сбор статистики ведомство не отвечает. Но спустя год к выводам о манипуляции со статистикой – на уровне регионов – заявили и эксперты РАНХиГС, вскоре спохватился и Минздрав. Случаи манипуляции данными о смертности и осведомленность в этом ведомства, подтвердились позже в Белгородской и Самарской областях.
Главным достижением Скворцовой может стать новый статус клинических рекомендаций. В конце апреля текущего года Правительство направило на рассмотрение Госдумы соответствующий законопроект. Клинические рекомендации описаны в документе как «содержащие основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, включая описание последовательности действий медработника, с учетом течения заболевания, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, других факторов, влияющих на результаты лечения». Они являются обязательными во время организации оказания медицинской помощи, кроме того, на их основе создаются протоколы лечения и проводится экспертиза работы врача. Представители отрасли и эксперты поддержали инициативу с оговоркой, что первая редакция законопроекта требует значительных доработок.
Автор: Роман Кутузов