Сергей Готье сообщил, что в Центре имени Шумакова проводится трансплантация почки, в том числе детям до пяти лет и весом до 10 кг. В 2018 году было проведено 224 такие операции, из них 20 — детям.
«Алемтузумаб использовался некоторыми клиниками США в связи с тем, что препарат предоставлялся бесплатно по специальной программе компанией-производителем и наиболее часто использовался пациентами с ограниченной страховкой. В настоящее время данная программа остановлена, что незамедлительно привело к прекращению использования алемтузумаба», — цитирует «Коммерсантъ» трансплантолога.
В ответе, поступившем родителям детей НМИЦ ЗД, из Минздрава говорится, что эффективность и безопасность алемтузумаба «для данной категории пациентов не была доказана, поэтому руководство не содержит рекомендаций по применению препарата».
В KDIGO, при этом, говорится, что алемтузумаб имеет ограниченные статистические данные клинических исследований, и есть ряд факторов риска его использования для иммуносупрессии. Прямых заключений об эффективности и безопасности препарата или об отсутствии таковых в документе нет.
Этот препарат, действительно, не входит в отечественные клинические рекомендации «Трансплантация почки», а эти показания не зарегистрированы — ни в России, ни за рубежом.
Как выяснил ранее Vademecum, протокол не в первый раз становится предметом внимания и аргументом Сергея Готье против Михаила Каабака. В 2012 году один из его пациентов скончался после пересадки почки. Готье выступил одним из членов комиссии, проводившей судебно-медицинскую экспертизу по этому делу. Тогда в отчете комиссии также отмечалось, что эффективность и безопасность применения алемтузумаба у детей не доказана.
В 2018 году Каабака обвинили в халатности, повлекшей за собой смерть человека (ч. 2 ст. 293 УК РФ). В середине ноября 2019 года Каабак и его адвокаты получили результаты новой — третьей по счету — экспертизы, в которой недостатков в оказании медицинской помощи выявлено не было.