Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов подписал постановление о выделении по 1 млн рублей семьям пациентов, которые умерли после рентгенографии желудка в Городском консультативно-диагностическом центре (КДЦ) №1 из-за отравления сульфатом бария, не разрешенным к использованию в медицинских целях, но примененным во время процедуры в качестве контрастного вещества. По актуальным данным регионального управления СК РФ, после обследования в КДЦ погибли семь человек, пострадали около 30 пациентов. Возбуждено уголовное дело, обвиняемыми по которому проходят пять сотрудников КДЦ, в том числе главврач.
В администрации Санкт-Петербурга добавили, что единовременную материальную помощь получат и пострадавшие пациенты. Тем, у кого в связи с инцидентом в КДЦ будет установлена инвалидность, направят по 500 тысяч рублей, при выявлении «причинения вреда здоровью» пациента – 300 тысяч рублей.
Уголовное дело по ч. 3 ст. 109 (причинение смерти по неосторожности) и ч. 3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей) сотрудники регионального управления СК возбудили после смерти двух пациентов, которые 26 января 2022 года проходили в КДЦ обследование желудка с применением сульфата бария, не одобренного для применения в медицинских целях. Позднее стало известно, что всего жертвами отравления стали семь человек, а еще около 30 пациентов пострадали.
Первым фигурантом дела стал главврач КДЦ Евгений Попов. Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга 28 января отправил его в СИЗО на два месяца. Следователи считают, что закупкой промышленного бария занимался именно Попов и что он в течение длительного времени разрешал сотрудникам использовать этот препарат при обследованиях в медучреждении.
В начале фераля была задержана заведующая отделением лучевой диагностики КДЦ Елена Медведева. Она частично признала вину и обещала сотрудничать со следствием. Медведевой предъявили обвинение по ч. 3 ст. 238 УК РФ. Решением Октябрьского райсуда 7 февраля она была отправлена в СИЗО до 25 марта. Позднее под стражу до 26 марта также заключили заместителя главврача по медицинской части Александру Феофанову и заместителя по лечебной и экспертной работе Наталью Суровенко.
В Главном следственном управлении СК РФ по Санкт-Петербургу отмечали, что в КДЦ использовали препарат «Барий сернокислый 0.10 (H2O)%», который закупался у петербургской компании «НеваРеактив». После информации о гибели людей, компания опубликовала паспорт препарата, в котором было указано заключение о его соответствии ГОСТ.
«Насколько я помню, КДЦ №1 покупает у нас барий с 2011 года, если не раньше. Но нашу продукцию нельзя использовать в медицинских целях. Мы не поставляем фармсубстанции. У нас в ассортименте только химические реактивы – барий с квалификацией «Ч» (чистый) и «ЧДА» (чистый для анализов). Этот барий сернокислый не для рентгеноскопии. Это химический реактив для производственных и аналитических целей. Его употреблять внутрь нельзя. Мы не понимаем, как так случилось, что его применяли в КДЦ №1. Не находим ответа», – рассказал «Новой газете» гендиректор ООО «НеваРеактив» Аркадий Камчатов.
Росздравнадзор после инцидента направил в свои территориальные органы, а также региональным минздравам и медорганизациям письмо, в котором разъяснил, что на территории России для применения в медицинских целях можно использоваться только препарат Бар-ВИПС (Бария сульфат) от ООО «Фирма «ВИПС-Мед», зарегистрированный в 2011 году.
Фигуранткой дела по ч. 3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей) в начале февраля также стала старшая медсестра КДЦ Марина Ефремова. Суд 7 февраля избрал для нее меру пресечения в виде подписки о невыезде. В КДЦ она работает с 2011 года.
Муж Ефремовой Юрий рассказал «Новой газете», что спустя день после задержания, 3 февраля, женщина бросилась под колеса проезжающей фуры на трассе Киссолово – Пески (Всеволожский район Ленинградской области). Водитель сообщил, что успел заметить женщину и затормозить, однако Ефремова получила серьезные травмы – сейчас она подключена к аппарату ИВЛ в реанимационном отделении и введена в медикаментозную кому.
Муж медсестры сообщил, что это была попытка самоубийства – она оставила предсмертную записку. «Но в ней не указано на сто процентов, кто и в чем виноват. Она просто попрощалась и все», – сообщил он. Ефремов уточнил, что медсестра связала свое решение с ситуацией в КДЦ.