Крупные фармацевтические компании должны радикально изменить свой подход к исследованиям и разработкам и решительно снизить свою маркетинговую активность в целях выживания, считает Жан-Пьер Гарнье (Jean-Pierre Garnier), главный исполнительный директор «GlaxoSmithKline».
В статье, опубликованной в майском выпуске журнала «Harvard Business Review», Жан-Пьер Гарнье, который в этом месяце оставит свою должность в связи с выходом на пенсию, защищает крупные фармацевтические группы компаний, подобные «GlaxoSmithKline», и опровергает теорию о том, что более динамичные новые предприятия, в частности из биотехнологического сектора, выживут «огромных неуклюжих отраслевых динозавров». Однако для успешной разработки новых препаратов необходимо отбросить бюрократичность и содействовать лучшим ученым, поскольку «критическая масса в фундаментальных исследованиях создается в объеме, равном одному человеческому мозгу», считает Ж.-П. Гарнье.
Он призвал к разделению двух частей процесса изыскания препаратов: открытия сверхрискованных «первых в своем классе» революционных лекарственных средств и создания «лучших в своем классе», таких как Lipitor/Липримар (аторвастатин) компании «Pfizer». «Переплетая эти процессы, …мы требуем от R&D выступать балетным танцором и футболистом в одно и то же время, — пишет автор статьи. — Нужно покончить с низкой продуктивностью по обоим направлениям».
Изыскания «первого в своем классе» препарата требуют высочайшей квалификации в области экспериментальной биологии и постоянного сотрудничества с академическими учеными на протяжении многих лет. Разработка препаратов, «лучших в своем классе», нуждается в поддержании высокого темпа, и ведут ее фармакологи совместно с привлечением патентоведов.
Ж.-П. Гарнье также призвал компании отказаться от традиционной модели «мгновенных блокбастеров», когда препараты регистрируют для применения у очень широкой популяции пациентов и получают потом массу непредвиденных побочных эффектов. По его мнению, больше себя оправдывает модель «постепенных блокбастеров», когда новые показания регистрируют по мере проведения клинических испытаний у пациентов со схожими генетическими или терапевтическими профилями.
Возглавлявший исполнительное руководство компании с момента объединения «SmithKline Beecham» и «Glaxo Wellcome» в 2001 г. Ж.-П. Гарнье предостерег производителей и от «маркетинговой гонки вооружений», которая уже привела к тому, что маркетинговые бюджеты чуть ли не вдвое превышают расходы на R&D.