По данным исследования фармрынка, проведенного одним из ведущих маркетинговых агентств DSM Group, в 2009 г., несмотря на снижение ВВП и основных экономических показателей, российский фармацевтический рынок вырос в национальной валюте. Объем фармрынка в 2009 году составил 538 млрд. руб. (включая НДС) в ценах конечного потребления, что на 18% больше, чем годом ранее. За этот же период ВВП снизился на 8%.
Как отмечается в аналитическом обзоре «Фармацевтический рынок России. Итоги 2009 года», фармацевтический рынок России делится на: коммерческий сегмент лекарств, сегмент нелекарственного ассортимента (парафармацевтика) и государственный сегмент лекарств.
Рост зафиксирован во всех трех сегментах, при этом коммерческий сегмент вырос на 22%, в основном за счет увеличения цен, вызванного ростом затрат на импорт препаратов в условиях ослабления национальной валюты.
Государственный сегмент вырос на 11%, рост в парафармацевтике составил 15%. Объем продаж в коммерческом сегменте составил примерно 290 млрд. рублей (9,1 млрд. долл.), продажи в государственном сегменте составили около 133 млрд рублей (4,2 млрд. долл.), в сегменте парафармацевтики – около 116 млрд. руб. (3,7 млрд. долл.).
По прогнозу DSM Group, российский фармацевтический рынок вырастет в 2010 г. более чем на 11% в руб. и на 16% в долл. и достигнет уровня около 600 млрд. руб. или 20 млрд. долларов. Более существенного роста стоит ждать в 2011 г., когда будут преодолены все трудности кризисных годов.
По прогнозу DSM, ключевыми драйверами рынка в течение ближайших 10 лет станут:
1. Развитие программы ДЛО;
2. Введение добровольного фармстрахования;
3. Модернизация системы обеспечения лекарствами ЛПУ;
4. Рост потребления ЛС на душу населения.