Российские фармпроизводители готовы конструктивно сотрудничать с государством в вопросе регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС). Однако представители фармотрасли, комментируя заявление Минздравсоцразвития РФ о принципиальном реформировании Перечня ЖНВЛС, хотели бы обсудить проект методики расчета предельных отпускных цен на лекарства из этого списка, говорится в в заявлении Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП).
Перечень на следующий год приобретает особую актуальность в связи с подписанным в августе постановлением правительства РФ «О совершенствовании регулирования цен на ЖНВЛС», отметили в ассоциации. Представители профорганизации считают, что Перечень станет отправной точкой для целого ряда последующих решений на фармрынке. По данным аналитиков, сейчас препараты списка формируют порядка одной трети части рынка в денежном выражении.
Напомним, что все цены на препараты Перечня, согласно постановлению, подлежат обязательной регистрации или перерегистрации до 1 марта 2010 года. При этом методика определения предельных отпускных цен на ЖНВЛС должна быть разработана Минздравсоцразвития до 1 января 2010 г. В АРФП выразили надежду, что будет представлен на обсуждение бизнес-сообществу с целью привлечения компетентного экспертного опыта участников рынка.
В настоящее время Перечень ЖНВЛС включает 658 международных непатентованных наименований. Документ подлежит ежегодному изменению и дополнению по представлению Минздравсоцразвития и утверждается распоряжениями правительства. Последний раз Перечень ЖНВЛС был сформирован в 2007 году. Разработка нового Перечня ЖНВЛС была поручена Минздравсоцразвития в марте этого года.
Как отметили в ассоциации, сейчас отношение к Перечню ЖНВЛС неоднозначное. «Помимо определенного скепсиса в отношении прозрачности принципов формирования Перечня ЖНВЛС, практически для всех участников российской фармацевтической отрасли — и представителей бизнеса, и регуляторов, и медицинского сообщества — не до конца ясна смысловая нагрузка этого списка, его функции и место в системе лекарственного обеспечения», — отметили в АРФП. Здесь также высказали мнение, что «в настоящий момент Перечень ЖНВЛС — формальный документ», не инкорпорированный в систему нормативного регулирования на фармрынке и живущий «своей жизнью». При принципиальном реформировании Перечня, о котором заявило Министерство здравоохранения и социального развития, необходимо, по мнению АРФП, четко установить, что этот документ должен являться основой для использования в стандартах лечения.
В Ассоциации считают, что модель государственного регулирования, обеспечивающая высокую степень конкуренции, должна предусматривать стимулы для участия препаратов в Перечне ЖНВЛС. В АРФП напомнили, что с 1996 по 2002 годы прибыль от реализации жизненноважных препаратов не подлежала налогообложению. Что, по мнению руководителей крупнейших российских компаний, было серьезнейшим стимулом для разработки импортозамещающих препаратов с целью вхождения в Перечень. Это время для многих российских фармкомпаний было активным периодом модернизации производства и обновления продуктового портфеля, осуществляемых за счет реинвестирования средств от налоговых послаблений в отношении препаратов из списка ЖНВЛС. Сейчас российские фармпроизводители опасаются излишней зарегулированности регистрации цен, которая в результате может не оправдать включенные в стоимость препарата расходы на НИОКР и маркетинг.
Ещё одно из опасений у российских фармпроизводителей связано с потенциальной вероятностью принятия за основу в методике определения отпускной цены производителя некой средней цены на препарат в России. Так, самые низкие цены — на предприятиях, где отсутствует система обеспечения и контроля качества производства лекарств. Такой вариант, как следствие, не будет стимулировать производителей вкладываться в программы обеспечения качества медикаментов.