Общий объем онлайн-продаж/бронирования продукции аптечного ассортимента (ЛП + парафармацевтика) в России по итогам 2023 года составил 326,4 млрд руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС). Рублевая динамика относительно результатов 2022 года составила 10,8% (в рублях), сообщили в аналитической компании RNC Pharma.
Показатель прироста в фармацевтическом e-com пока несколько выше, чем по рынку в целом. Здесь по итогам года аналитики фиксировали динамику на уровне 9,7% с учетом нелекарственного ассортимента. Но разница уже практически полностью нивелировалась. Максимальные темпы роста e-com-канал демонстрировал в 2021—2022 годах, на уровне порядка 53 и 40% соответственно. Тогда рынок по максимуму отрабатывал запуск возможности онлайн-продаж ОТС-ассортимента, на тот момент динамика кратно превышала показатели прироста по российской рознице в целом.
В 2023 году общая доля онлайн-канала составила 16,6%, это на 0,1% больше, чем фиксировалось в 2022 году. Сейчас e-com фактически исчерпал возможности роста в условиях ограничений по разрешенному к продаже ассортименту. Общую динамику пока подпитывают онлайн-проекты отдельных игроков, которые находятся в активной инвестиционной стадии. Но этот этап вряд ли будет продолжителен во времени без внешних стимулов.
При этом в отрасли все в большей степени ощущается давление со стороны крупных отечественных маркетплейсов, которые активно наращивают работу в категории товаров для красоты и здоровья. В итоге серьезных предпосылок для опережающего развития в 2024 году онлайн-канал фармрынок не имеет. Хотя пока также рано утверждать, что значимо сократится активность в фармацевтическом e-com в текущем году.
Общая выручка организаций в рамках TOP20 по итогам анализируемого периода достигла 289,7 млрд руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС). В общем объеме российского канала e-com, с учетом нелекарственного ассортимента, это порядка 88,8%. По итогам 2023 года только 11 из 20 компаний показали динамику выше среднерыночной. Правда, и примеров выраженного сокращения активности среди топовых игроков тоже было немного. Скорее, речь шла об определенной коррекции относительно завышенных из-за ажиотажа 2022 года показателей.
Абсолютный рекорд с точки зрения динамики в TOP20 вновь обновила сеть «Алое». Продажи организации в онлайн выросли в 5,7 раза относительно показателей 2022 года. Здесь надо иметь в виду эффект низкой базы и активную фазу инвестиций, в которой находится это направление в компании. Тем не менее в топе это уже единственный пример кратной динамики продаж, отмечают аналитики. Остальные успешные игроки в рамках двадцатки могут похвастаться динамикой на уровне нескольких десятков процентов. Здесь максимальный прирост был зафиксирован у агрегатора «Ютека». За год оборот организации вырос на 79%, по итогу компания в прошлом году вышла на седьмое место в рейтинговой таблице. Второй результат у сети «Имплозия» (+56%), и с минимальным отрывом тройку лидеров с точки зрения прироста замыкает «Апрель» (+54%).
Другие агрегативные форматы показывают разнонаправленную динамику. Так, крупнейший онлайн-игрок на фармацевтическом рынке «Аптека.ру» показала отрицательный показатель прироста на уровне -0,4%. Аналогичный сервис «Здравсити» по сравнению с 2022 годом обеспечил рост выручки на 21%. Причем у компании есть еще внушительный потенциал роста. Во всяком случае базовая офлайн-инфраструктура позволяет поступательно наращивать активность. Отрицательный показатель по итогам 2023 года продемонстрировал также «Монастырев.рф», за год выручка организации в рамках онлайн-канала сократилась на 1%.
TOP20 аптечных сетей и объединений по доле продаж через собственные онлайн-сервисы по итогам 2023 года
№ | Компания | Центральный офис | Объем валовых e-com-продаж в 2023, млрд руб. | Прирост продаж относительно 2022, %, руб. | Доля1 на розничном коммерческом сегменте фармрынка (ЛП + не ЛП) по итогам 2023, %, руб. |
1 | Аптека.Ру | Новосибирск | 73,1 | -0,4 | 3,7 |
2 | Ригла | Москва | 32,0 | 26 | 1,6 |
3 | Еаптека | Москва | 28,9 | 21 | 1,5 |
4 | Апрель | Краснодар | 23,1 | 54 | 1,2 |
5 | Неофарм2 | Москва | 19,3 | 41 | 1,0 |
6 | Здравсити | Москва | 16,3 | 21 | 0,8 |
7 | Ютека | Москва | 14,1 | 79 | 0,7 |
8 | ИРИС | Москва | 13,5 | 10 | 0,7 |
9 | Фармленд | Уфа | 9,2 | 28 | 0,5 |
10 | Аптечная сеть 36,6 | Москва | 9,0 | 17 | 0,5 |
11 | Планета здоровья2 | Пермь | 8,4 | 31 | 0,4 |
12 | Здоров.ру | Москва | 7,5 | 10 | 0,4 |
13 | Вита2 | Самара | 6,8 | 8 | 0,3 |
14 | Имплозия2 | Самара | 5,7 | 56 | 0,3 |
15 | Монастырев.рф | Владивосток | 5,6 | -1 | 0,3 |
16 | АСНА2 | Москва | 5,1 | 4 | 0,3 |
17 | ОАС Эркафарм и Мелодия здоровья2 | Новосибирск | 3,6 | н/д | 0,2 |
18 | Polza.ru | Москва | 3,1 | — | 0,2 |
19 | Алоэ (ранее Эдифарм) | Санкт-Петербург | 2,9 | 471 | 0,2 |
20 | Максавит (включая 36,7С) | Нижний Новгород | 2,4 | н/д | 0,1 |
1 Доля рассчитана от суммарного объема коммерческого розничного рынка ЛП и парафармацевтики РФ. | |||||
2 Экспертная оценка. | |||||
Источник RNC Pharma®: Рейтинг российских аптечных сетей | |||||