К кому-то кризис приходит в виде падающего спроса и снижения маржинальности, кто-то вынужден сворачивать программы развития бизнеса и концентрироваться на решении тактических задач. Но для отдельных представителей российской фармрозницы экономические неурядицы привели, прежде всего, к росту нагрузки на юридические подразделения. Количество дел о взыскании задолженности, где истцами выступают фармдистрибьюторы и производители, а ответчиками аптечные сети, за последний год ощутимо вырос.
Не обходится и без громких публичных «разборок», и это ещё один из индикаторов кризиса. Оппоненты обвиняют друг друга чуть ли не в мошенничестве, но худо-бедно, ситуация пока решается, проблема неплатежей хоть и существует, но говорить о коллапсе системы кредитования фармритейла и тотальном кризисе доверия преждевременно.
И всё же минувший год прошёл, прежде всего, под знаменем консолидации, которая в очередной раз изменила, как расстановку сил (лидер организованного фармритейла на протяжении года менялся дважды, в т.ч. в текущем рейтинге), так и всю систему взаимоотношений между участниками рынка.
Таб. ТОП-15 аптечных сетей по доле на розничном-коммерческом рынке ЛП России по итогам 2015 г.
№ |
Аптечная сеть |
Расположение центрального офиса |
Количество точек на 01.01.2016 |
Доля на рынке по итогам 2015 г., % |
||
ЛП |
не ЛП |
рынок в целом, без ЛЛО |
||||
Классические аптечные сети |
||||||
1 |
АСНА1 |
Москва |
2 015 |
4,7 |
4,6 |
4,7 |
2 |
A.V.E. Group2 |
Москва |
1 911 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3 |
Ригла |
Москва |
1 461 |
3,5 |
4,0 |
3,6 |
4 |
Доктор Столетов (включая Озерки) |
Москва |
311 |
2,3 |
2,0 |
2,2 |
5 |
Аптеки, работающие под брендом Планета Здоровья |
Пермь |
917 |
2,1 |
1,4 |
2,0 |
6 |
Имплозия3 |
Самара |
1 714 |
2,0 |
3,2 |
2,3 |
7 |
Радуга (вкл. Первую Помощь и Ладушку) |
С.-Петербург |
1 146 |
1,9 |
1,8 |
1,9 |
8 |
Фармаимпекс3 |
Ижевск |
575 |
1,6 |
1,7 |
1,6 |
9 |
Фармленд |
Уфа |
585 |
1,3 |
1,6 |
1,4 |
10 |
Фармакопейка — Твой Доктор |
Тула |
530 |
1,3 |
1,0 |
1,2 |
11 |
Самсон-Фарма |
Москва |
56 |
1,1 |
1,2 |
1,1 |
12 |
Аптека-Таймер |
Пермь |
509 |
1,1 |
0,8 |
1,0 |
13 |
Нео-Фарм |
Москва |
225 |
1,0 |
0,6 |
0,9 |
14 |
Вита |
Самара |
533 |
1,0 |
1,3 |
1,1 |
15 |
Мелодия здоровья |
Новосибирск |
618 |
0,8 |
1,1 |
0,9 |
Аптечные ассоциации4 |
||||||
1 |
Союзфарма3 |
Москва |
4 300 |
4,3 |
7,6 |
5,0 |
2 |
UMG |
Москва |
2440 |
3,7 |
3,7 |
3,7 |
3 |
Алфега Аптека |
Москва |
1 286 |
1,7 |
3,4 |
2,0 |
4 |
ВЕСНА |
С.-Петербург |
676 |
1,0 |
1,4 |
1,1 |
5 |
МФО |
С.-Петербург |
397 |
0,9 |
0,6 |
0,8 |
6 |
Аптека.ру |
Новосибирск |
11 977 |
0,2 |
0,6 |
0,3 |
1 — АСНА отнесена к группе классических аптечных сетей по причине более глубокого уровня интеграции бизнес-процессов по сравнению с сетями ассоциативного типа 2 – в оборотные показатели сети попадают продажи А5 только с момента вхождения в состав A.V.E. Group 3 — экспертная оценка 4 — позиции аптечных ассоциаций рассчитаны без учета пересечений участников ассоциаций между собой. Данный рейтинг показывает долю рынка, занимаемого объединением аптечных сетей и единичных аптек |
||||||
Источник: RNC Pharma |