На прошлой неделе крупнейшая в мире независимая PR-сеть Edelman Imageland Pharma представила результаты опроса «Барометр Edelman — отношение к проблемам здоровья» (Health Engagement Barometer), посвященного проблеме вовлеченности потребителей в области здравоохранения.
Как сообщает пресс-служба Edelman, в группу респондентов опроса вошли люди от 18 до 75 лет. Целью опроса стал поиск концепции вовлечения потребителей по трем критериям: новые наиболее важные для респондентов темы; влиятельные лица, стимулирующие обсуждение этих тем; каналы, через которые обсуждение этих тем ведется наиболее эффективно. Одновременно с опросом проводились глубинные интервью с 50 традиционными авторитетами в области здравоохранения. Опрос проводился Edelman, исследовательской компанией StrategyOne и компанией Greenfield Online в августе — сентябре 2008 года.
Опрос более 5 000 респондентов из пяти стран — США, Германии, Великобритании, Китая и России, — продемонстрировал, что потребители ожидают от фармкомпаний, медицинских учреждений и брендов более активного, доверительного и персонализированного взаимодействия с ними. Это фактически переписывает существующие «правила вовлечения» в сфере здравоохранения.
«Барометр Edelman – отношение к проблемам здоровья» выявил, что для эффективного вовлечения, компании должны, прежде всего, помогать людям решать их личные проблемы медицинского характера, обеспечивая их полной и ясной информацией; вовлекая через персонифицированные и экспертные каналы как прямо, так и косвенно; реагировать на их личные проблемы со здоровьем, самочувствием, и только потом решать более масштабные социальные проблемы.
Результаты опроса также показали, что т.н. активисты здоровья составляют пятую часть всех респондентов. Это люди, которые более активно вовлечены в сферу здравоохранения, чем остальные: они работают в этой сфере (26%), сами болеют тяжелыми или хроническими заболеваниями (41%), ухаживают за такими больными (17%) либо часто принимают рецептурные препараты (47%). Больше всего таких активистов в Китае (35% опрошенных), меньше всего – в Великобритании (13%). В России они составляют 23% (в США – 21, Германии – 23).
Активисты здоровья в целом испытывают заметно большее по сравнению с простыми респондентами (69% против 58%) доверие к медучреждениям и фармкомпаниям, демонстрируют большую степень готовности предпринимать положительные действия от лица таких организаций (81% против 63%). В наибольшей степени склонны доверять медучреждениям и фармкомпаниям активисты здоровья в России (73-76%) и Китае (80-82%), наименее всего – в Германии (52-53%).
Как показал опрос, эффективное вовлечение в обсуждение проблем медицины и здравоохранения позволяет укрепить доверие, которое в свою очередь является ключом к более глубокому взаимодействию потребителей и отрасли.
Новые правила вовлечения в области здравоохранения:
1) Потребители прежде всего заинтересованы в персонализированном, честном вовлечении и диалоге по поводу вопросов их личного здоровья (54%). Чем больше личный интерес, тем сильнее желание быть вовлеченным. Опрос также показал тесную связь между приоритетами потребителей, общественного здравоохранения и теми приоритетами, которые, по мнению людей, должны быть у компаний, работающих в этом секторе (доступность здравоохранения, лечение хронических заболеваний и предотвращение заболеваний).
2) Самый популярный и доверительный источник медицинской информации в мире — «мой лечащий врач» (ему доверяют 96% опрошенных). Однако при этом 88% активистов здоровья обращаются также и к другим источникам в целях верификации полученных от врачей сведений.
3) Поэтому экспертные ресурсы Social Media, блоги специалистов в области медицины и блоги о здоровье, потребительские сайты, специализированные поисковые системы и Википедия становятся все более весомыми источниками достоверной информации о здоровье. Эти экспертные каналы информации идут на смену общим сайтам о заболеваниях, отдельных брендах или препаратах.
4) Личное здоровье и хорошее самочувствие является главным приоритетом для респондентов. Людей в первую очередь волнует как сохранить свое здоровье (74%), вылечиться от хронических заболеваний (66%) или предотвратить заболевания (61%). Респонденты отмечали, что компании должны в первую очередь отвечать именно этим потребностям, и только потом стремиться к инновационности (41%), защите коммерческой информации (40%) или изучению влияния состояния окружающей среды на здоровье людей (47%).
5) Респонденты готовы использовать все возможные каналы вовлечения в здравоохранение, не выделяя при этом ни один из них. Это значит, что выиграет не столько тот, кто сделает более правильный выбор канала коммуникации, сколько те, кто первыми начнут коммуникации с активистами здоровья.