Правительство вернулось к обсуждению вопроса о реформировании обязательного медицинского страхования в России. Что-либо менять в такой социально значимой отрасли, как медицина, в год выборов опасно: любые меры могут быть расценены населением как непопулярные. Поэтому премьер-министр Михаил Касьянов на заседании правительства ограничился констатацией факта, что система обязательного медицинского страхования устарела и ее надо менять.
Новый законопроект, представленный на вчерашнем заседании правительства Министерством экономического развития, не дает ответа на базовый для каждого человека вопрос: куда тратятся деньги, которые вычитаются на содержание системы здравоохранения именно из моей заработной платы? Да и сама система сбора денег в фонд обязательного медицинского страхования (ОМС) к страхованию не имеет никакого отношения.
Сейчас система ОМС существует на средства, которые за каждого работающего перечисляет в бюджет его работодатель в виде единого социального налога (ЕСН). Ставка ЕСН высока: она составляет 35,6% общего фонда оплаты труда. Однако каждый, кто бывал в поликлинике по месту жительства, знает, что услуги медицинского обеспечения часто ниже всех допустимых пределов: длинные очереди к врачу, отсутствие медикаментов, хамство персонала.
Поэтому каждый работающий, понимая, что на средства из его налогов оплачивается медицинская помощь детям, инвалидам и пенсионерам, все же хочет, чтобы часть того, что платит государству он сам, аккумулировалась на его личном счете и тратилась персонально на его лечение. Причем государство уже давно продекларировало, что в идеале именно так и будет.
Сегодня с каждого работающего гражданина фактически взимается налог на медицинское обеспечение. Никакого персонального учета, кто сколько заплатил и сколько же потом из общего котла пошло на лечение каждого конкретного человека, не ведется.
За неработающих граждан, которые в рамках ОМС обращаются за медицинской помощью в лечебные учреждения, врачам должен платить бюджет того региона, где человек проживает. Но сейчас многие регионы не перечисляют эти средства. Поэтому согласно новому законопроекту каждый регион будет заключать с федеральным фондом ОМС соглашение. Если регион бедный, то он заинтересован в получении средств федерального бюджета, тогда регион подписывает соглашение, что полученные из центра средства будут потрачены исключительно на ОМС. Богатый же регион может у центра денег не просить, но при этом он должен сам следить за перечислением лечебным учреждениям денег.
Для этого предполагается изменить коэффициент централизации средств — сейчас на финансирование ОМС идет 3,6% (из ЕСН), причем из них 0,2% остается в центральном фонде, а 3,4% идет в территориальные фонды. Именно эти 3,4% регионы часто тратят не на медицину. а на латание других бюджетных дыр. Новый законопроект предлагает изменить соотношение распределяемых средств в сторону централизации: например, в центральный фонд будет отчисляться не 0,2% от поступающего ЕСН, а 0,8%. То есть основные деньги будут аккумулироваться в центре, а не на местах. Из центра же эти средства и будут распределяться по регионам — в соответствии с заключенными соглашениями — кому сколько надо.
Минфин же обеспокоен тем, что если ставка ЕСН будет снижена, то денег на финансирование ОМС будет не хватать. Координационный совет объединений работодателей в свое время указывал на то, что нельзя просто снижать ЕСН механическим путем. Вместо ЕСН совет предлагал ввести некий социальный налог, который обеспечит минимальный гарантированный уровень предоставления бесплатных услуг. Все остальное работодатель должен оплачивать за своих сотрудников не в виде налога, а именно в виде страховки. Это и будет первым шагом к страховой медицине.