Вскоре после Второй мировой войны шведские власти провели крупный социальный эксперимент, дабы выяснить, следует ли проводить реформу образования. Анализ данных показал, что те, кому посчастливилось испытать на себе новую систему, жили дольше современников.
Правительства стран Северной Европы были озабочены восстановлением своей экономической мощи в послевоенный период. Отсюда и реформа. «Международное сообщество вдохновил пример Соединённых Штатов, которые перешли на более полное образование», — поясняет соавтор исследования Антон Лагер из Стокгольмского университета (Швеция). Например, в 1944 году в Великобритании дети выпускались в возрасте 14–15 лет, а в 1972-м — уже в шестнадцать.
Шведские школьники 1920-х годов (фото saamiblog). |
Что касается Швеции, то с 1949 по 1962 год 1,2 млн детей, учившихся по системе государственного образования, были разделены на две части. По новым правилам, общеобразовательную школу следовало посещать девять лет, тогда как контрольная группа продолжала учиться по-старому: восемь лет обязаловки и ещё два года для одарённых детей.
Исследование показало, что образованность нации повысилась, поэтому в 1962 году новая система была введена повсеместно.
Современных учёных интересовал медицинский аспект эксперимента. Они сопоставили данные переписи 1960 года со смертностью в 1961–2007-м. Выяснилось, что у детей, учившихся по новой системе, снизился риск смерти в возрасте от 40 до 70 лет от рака, ишемической болезни сердца и несчастных случаев. До 40-летнего возраста обе группы имели одинаковые показатели.
Г-н Лагер отмечает, что подобное широкомасштабное вмешательство правительства в область социальных наук является уникальным. В других странах образовательные реформы, как правило, разворачивались сразу, поэтому трудно понять, имели ли они какое-то влияние на здоровье нации. Например, Маркус Ричардс из Университетского колледжа Лондона (Великобритания) попытался сравнить британских детей, рождённых в 1946 и 1958 годах. В младшей группе, получившей дополнительный год обучения, грамотность оказалась выше, а низкая грамотность ранее была связана с плохим здоровьем. Однако осталось неясным, какую роль в любом положительном эффекте сыграли другие факторы.
Шведский же эксперимент был специально разработан для изучения последствий реформы. Повторить его сегодня практически невозможно: неэтично оставлять детей за бортом хорошего образования.
Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Подготовлено по материалам Nature News.
Вскоре после Второй мировой войны шведские власти провели крупный социальный эксперимент, дабы выяснить, следует ли проводить реформу образования. Анализ данных показал, что те, кому посчастливилось испытать на себе новую систему, жили дольше современников.
Правительства стран Северной Европы были озабочены восстановлением своей экономической мощи в послевоенный период. Отсюда и реформа. «Международное сообщество вдохновил пример Соединённых Штатов, которые перешли на более полное образование», — поясняет соавтор исследования Антон Лагер из Стокгольмского университета (Швеция). Например, в 1944 году в Великобритании дети выпускались в возрасте 14–15 лет, а в 1972-м — уже в шестнадцать.
Шведские школьники 1920-х годов (фото saamiblog). |
Что касается Швеции, то с 1949 по 1962 год 1,2 млн детей, учившихся по системе государственного образования, были разделены на две части. По новым правилам, общеобразовательную школу следовало посещать девять лет, тогда как контрольная группа продолжала учиться по-старому: восемь лет обязаловки и ещё два года для одарённых детей.
Исследование показало, что образованность нации повысилась, поэтому в 1962 году новая система была введена повсеместно.
Современных учёных интересовал медицинский аспект эксперимента. Они сопоставили данные переписи 1960 года со смертностью в 1961–2007-м. Выяснилось, что у детей, учившихся по новой системе, снизился риск смерти в возрасте от 40 до 70 лет от рака, ишемической болезни сердца и несчастных случаев. До 40-летнего возраста обе группы имели одинаковые показатели.
Г-н Лагер отмечает, что подобное широкомасштабное вмешательство правительства в область социальных наук является уникальным. В других странах образовательные реформы, как правило, разворачивались сразу, поэтому трудно понять, имели ли они какое-то влияние на здоровье нации. Например, Маркус Ричардс из Университетского колледжа Лондона (Великобритания) попытался сравнить британских детей, рождённых в 1946 и 1958 годах. В младшей группе, получившей дополнительный год обучения, грамотность оказалась выше, а низкая грамотность ранее была связана с плохим здоровьем. Однако осталось неясным, какую роль в любом положительном эффекте сыграли другие факторы.
Шведский же эксперимент был специально разработан для изучения последствий реформы. Повторить его сегодня практически невозможно: неэтично оставлять детей за бортом хорошего образования.
Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Подготовлено по материалам Nature News.