В настоящее время проблема повышения качества оказания медицинской помощи и связанная с ней реструктуризация существующей системы финансирования здравоохранения имеют принципиальное значение. Россия по показателям государственных расходов на здравоохранение (16,1 тыс. руб. на человека или 3,2% ВВП в год) существенно отстает от большинства развитых стран. Например, в среднем по странам Европейского союза, расходы составляют 6-7% ВВП. Однако увеличение расходов в здравоохранение не может являться самоцелью. Согласно проведенному несколько лет назад исследованию Всемирного банка результаты первых двух лет реализации национального проекта «Здоровье» могли быть достигнуты при финансировании на уровне двух третей от реально представленного. Это было бы возможно при условии, что все субъекты РФ продемонстрировали бы эффективность использования средств на уровне регионов-лидеров.
Международная практика показывает, что повысить эффективность использования средств бюджета возможно с использованием механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) и реформирования системы контрольно-надзорных функций и стандартизации медицинских услуг. Например, в большинстве стран «Большой семерки» более 50% проектов ГЧП приходится на социальную сферу. По такому пути уже пошел ряд российских регионов: Республика Татарстан, Самарская область, Свердловская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Вологодская область, Новосибирская область, Хабаровский край, которым в условиях перераспределения расходных полномочий по финансированию в сфере здравоохранения и отсутствии законодательства о ГЧП, удалось реализовать несколько проектов.
К сожалению, в нашей стране количество проектов ГЧП в сфере здравоохранения не увеличивается теми темпами, которые требуются. В настоящее время их можно «пересчитать по пальцам». Две системы здравоохранения – частная и государственная – существуют практически автономно друг от друга. До недавнего времени это было связано с отсутствием урегулированных форм взаимодействия между государством и бизнесом, позволяющих распределять риски сторон и обеспечивать возврат средств для частного партнера. С изменениями в концессионном законодательстве, которые вступят в силу в 2015 году, у органов власти появляется возможность использовать так называемую модель концессии с платой частному партнеру из бюджета за эксплуатационную готовность объекта на протяжении всего срока эксплуатации. Данное изменение, по мнению многих участников инвестиционного процесса, должно позволить создать спрос на реализацию проектов ГЧП в социальной сфере.
В своем выступлении директор по социальным проектам Федерального центра проектного финансирования Екатерина Мелешко подробно остановилась на механизмах стимулирования развития проектов здравоохранения на региональном уровне. «Чтобы сохранить интерес частного бизнеса к сфере здравоохранения, модель взаимодействия государства и бизнеса должна быть четко просчитана в каждом конкретном случае. Задача ФЦПФ, как института развития – сделать проекты по развитию социальной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры здравоохранения, инвестиционно- привлекательными. Сегодня ГЧП позволяет качественно изменить подход к созданию объектов здравоохранения. Чтобы создать для частных инвесторов в курируемой государством медицинской системе прозрачную модель вложения инвестиций и гарантированный источник возврата инвестированных средств, мы используем новую модель реализации проектов в рамках концессионных соглашений. В ней одновременно существует и плата публичного партнера (государства) инвестору и возможность сбора платы инвестором с потребителей», — сказала она.
Екатерина Мелешко подробно остановилась на данной схеме взаимодействия государства и бизнеса, отметив, что объект находится по прежнему в государственной или муниципальной собственности, а частному инвестору передаются права владения и пользования объектом, права аренды на земельные участки. Фактически, публичный партнер берет на себя обязанности по возмещению инвестору 100% гарантированного платежа на протяжении всего срока соглашения за соответствие объекта функциональным и техническим характеристикам. Сбор платы с пользователей происходит в пользу бюджета. Публичный партнер обеспечивает предоставление услуг населению. Частному партнеру передаются риски проектирования, строительства и обеспечения доступности объекта для населения на протяжении всего срока проекта, за что публичный партнер гарантированно осуществляет плату в размере, достаточном для возврата капитальных затрат инвестора. Оказание услуг населению, в том числе и платных, осуществляется инвестором самостоятельно, что позволяет получать доход для покрытия операционных издержек и выплаты доходности акционерам.
«Двухканальная схема финансирования проекта, при которой инвестиционные затраты покрываются за счет бюджетных средств в виде платы концедента, а операционные затраты компенсируются за счет тарифа ОМС, ДМС и платных услуг, отвечает сегодня специфике финансирования проектов ГЧП в здравоохранении», — резюмировала свое выступление Екатерина Мелешко.
ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» (ФЦПФ) является 100% дочерним обществом Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и входит в Группу Внешэкономбанка. ФЦПФ оказывает финансовую и экспертную поддержку в подготовке проектов регионального и городского развития, реализация которых планируется с привлечением внебюджетных инвестиций, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.
В настоящее время проблема повышения качества оказания медицинской помощи и связанная с ней реструктуризация существующей системы финансирования здравоохранения имеют принципиальное значение. Россия по показателям государственных расходов на здравоохранение (16,1 тыс. руб. на человека или 3,2% ВВП в год) существенно отстает от большинства развитых стран. Например, в среднем по странам Европейского союза, расходы составляют 6-7% ВВП. Однако увеличение расходов в здравоохранение не может являться самоцелью. Согласно проведенному несколько лет назад исследованию Всемирного банка результаты первых двух лет реализации национального проекта «Здоровье» могли быть достигнуты при финансировании на уровне двух третей от реально представленного. Это было бы возможно при условии, что все субъекты РФ продемонстрировали бы эффективность использования средств на уровне регионов-лидеров.
Международная практика показывает, что повысить эффективность использования средств бюджета возможно с использованием механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) и реформирования системы контрольно-надзорных функций и стандартизации медицинских услуг. Например, в большинстве стран «Большой семерки» более 50% проектов ГЧП приходится на социальную сферу. По такому пути уже пошел ряд российских регионов: Республика Татарстан, Самарская область, Свердловская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Вологодская область, Новосибирская область, Хабаровский край, которым в условиях перераспределения расходных полномочий по финансированию в сфере здравоохранения и отсутствии законодательства о ГЧП, удалось реализовать несколько проектов.
К сожалению, в нашей стране количество проектов ГЧП в сфере здравоохранения не увеличивается теми темпами, которые требуются. В настоящее время их можно «пересчитать по пальцам». Две системы здравоохранения – частная и государственная – существуют практически автономно друг от друга. До недавнего времени это было связано с отсутствием урегулированных форм взаимодействия между государством и бизнесом, позволяющих распределять риски сторон и обеспечивать возврат средств для частного партнера. С изменениями в концессионном законодательстве, которые вступят в силу в 2015 году, у органов власти появляется возможность использовать так называемую модель концессии с платой частному партнеру из бюджета за эксплуатационную готовность объекта на протяжении всего срока эксплуатации. Данное изменение, по мнению многих участников инвестиционного процесса, должно позволить создать спрос на реализацию проектов ГЧП в социальной сфере.
В своем выступлении директор по социальным проектам Федерального центра проектного финансирования Екатерина Мелешко подробно остановилась на механизмах стимулирования развития проектов здравоохранения на региональном уровне. «Чтобы сохранить интерес частного бизнеса к сфере здравоохранения, модель взаимодействия государства и бизнеса должна быть четко просчитана в каждом конкретном случае. Задача ФЦПФ, как института развития – сделать проекты по развитию социальной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры здравоохранения, инвестиционно- привлекательными. Сегодня ГЧП позволяет качественно изменить подход к созданию объектов здравоохранения. Чтобы создать для частных инвесторов в курируемой государством медицинской системе прозрачную модель вложения инвестиций и гарантированный источник возврата инвестированных средств, мы используем новую модель реализации проектов в рамках концессионных соглашений. В ней одновременно существует и плата публичного партнера (государства) инвестору и возможность сбора платы инвестором с потребителей», — сказала она.
Екатерина Мелешко подробно остановилась на данной схеме взаимодействия государства и бизнеса, отметив, что объект находится по прежнему в государственной или муниципальной собственности, а частному инвестору передаются права владения и пользования объектом, права аренды на земельные участки. Фактически, публичный партнер берет на себя обязанности по возмещению инвестору 100% гарантированного платежа на протяжении всего срока соглашения за соответствие объекта функциональным и техническим характеристикам. Сбор платы с пользователей происходит в пользу бюджета. Публичный партнер обеспечивает предоставление услуг населению. Частному партнеру передаются риски проектирования, строительства и обеспечения доступности объекта для населения на протяжении всего срока проекта, за что публичный партнер гарантированно осуществляет плату в размере, достаточном для возврата капитальных затрат инвестора. Оказание услуг населению, в том числе и платных, осуществляется инвестором самостоятельно, что позволяет получать доход для покрытия операционных издержек и выплаты доходности акционерам.
«Двухканальная схема финансирования проекта, при которой инвестиционные затраты покрываются за счет бюджетных средств в виде платы концедента, а операционные затраты компенсируются за счет тарифа ОМС, ДМС и платных услуг, отвечает сегодня специфике финансирования проектов ГЧП в здравоохранении», — резюмировала свое выступление Екатерина Мелешко.
ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» (ФЦПФ) является 100% дочерним обществом Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и входит в Группу Внешэкономбанка. ФЦПФ оказывает финансовую и экспертную поддержку в подготовке проектов регионального и городского развития, реализация которых планируется с привлечением внебюджетных инвестиций, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.