Впервые для конкретного больного разрешен разовый ввоз незарегистрированных в России редких лекарств, как говорят врачи, — образцов.
Это прописано в приказе Минздравсоцразвития России, который публикует сегодня "Российская газета".
Комментирует его заведующий кафедрой геронтологии и гериатрии ММА имени Сеченова, доктор медицинских наук, профессор Павел Воробьев.
Минздрав наконец обратил внимание на малочисленную группу тяжело больных людей, которым жизненно необходимы еще не разрешенные к применению препараты. Теперь их можно будет ввозить в небольших количествах для конкретного человека.
Дело в том, что есть редкие болезни — к примеру, генетические заболевания, некоторые опухоли, — при которых совершенно необходимы определенные препараты.
Таких больных мало, потому фирмам невыгодно регистрировать эксклюзивные препараты для них в России. Ни завозить, ни продавать их никто не станет. Но, чтобы люди имели доступ к ним, необходимы специальные законодательные акты, регламентирующие порядок ввоза, контроля и применения.
Специальные положения о таких сиротских лекарствах есть во многих странах. Слово "сиротские" — прямой перевод.
Лучше сказать: лекарство для редких болезней или редко применяемое лекарство. Сиротским считается любой новый препарат на первом этапе. Он применяется у малого числа больных. Как правило, это лекарство в стране не изучено, но в то же время оно необходимо. Что делать? Надо применять. Но мы ведь не знаем, какие от него могут быть побочные эффекты.
В приказе все учтено и четко прописано: назначается лекарство с разрешения консилиума, оформляется протоколом, подписывается директором и применяется только с добровольного согласия пациента или его родственников.