Цель разработанных типовых программ ДПО – получение компетенций, необходимых специалистам для приобретения квалификации и осуществления профессиональной деятельности по обозначенным направлениям.
Специальность «стоматологическое дело» в проекте программы ДПО имеет шестой уровень квалификации, остальные пять – восьмой. Трудоемкость всех программ составит 504 часа очного обучения с возможностью частичного использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В учебном плане каждой программы предусмотрено четыре модуля, в конце которых пройдет промежуточная аттестация, рассчитанная на 2 часа. Ее форму будет определять само учреждение. Аттестация по модулям 1, 2 и 4 должна включать в себя тестовые задания, ситуационные задачи, демонстрацию умений в симулированных и клинических условиях. По третьему модулю предусмотрен отчет о прохождении практики с указанием количества случаев применения каждого умения, выполнения манипуляции.
Первый модуль обучения по типовым программам ДПО посвящен общим вопросам специальности и рассчитан на 108 академических часов для детской стоматологии (из них лекции – 70 часов, семинары – 58 часов), 96 часов для хирургической стоматологии (лекции – 70 часов, семинары – 24), 80 часов для терапевтической стоматологии (лекции – 56 часов, семинары – 22 часа), 98 часов для ортодонтии и ортопедической стоматологии (лекции 62 и 72 часа, семинары – 34 и 24 часа соответственно), а также 102 часа для стоматологического дела (52 часа предусмотрены для лекций, 48 – для семинаров).
Время обучения для второго модуля программ, посвященного частным вопросам специальностей, составит от 246 до 284 часов. Особое внимание будет уделено семинарским занятиям: они рассчитаны на 170 часов для профиля «стоматология детская», 194 часа для «стоматологии хирургической», 204 часа для «стоматологии терапевтической», 162 часа для «ортодонтии», 204 часа для «стоматологии ортопедической» и 166 часов для профиля «стоматологическое дело».
Третьим модулем всех программ, кроме «стоматологического дела», будет практика в объеме от 92 до 110 академических часов. Практика для стоматологических фельдшеров предусмотрена лишь на четвертом модуле и рассчитана на 108 часов, третий модуль этой программы посвящен оказанию медицинской помощи в экстренной форме (42 академических часа).
Последний модуль программ терапевтической, ортопедической, хирургической, детской стоматологии и ортодонтии – «Оказание медицинской помощи в экстренной форме». Его трудоемкость для всех специальностей составит 24 часа, из которых 2 предусмотрено на проведение лекций, а 22 – на семинары.
В конце программ состоится итоговая аттестация, рассчитанная на 6 часов. К ней, согласно проекту, допускаются обучающиеся, успешно прошедшие промежуточные этапы аттестации. Итоговая аттестация будет проводиться в форме экзамена. В него войдет решение тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрация умений в симулированных и клинических условиях. После успешного прохождения итоговой аттестации студенту будет выдан документ о квалификации – диплом о профессиональной переподготовке.
В проектах также представлены оценочные материалы и примеры тестового задания, ситуационных задач и организационно-педагогические условия реализации образовательных программ. Так, программы реализуют работники учреждения и (или) привлекаемые специалисты на иных условиях. Квалификация работников организации, осуществляющих образовательную деятельность, должна отвечать характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном Минздравом в 2011 году. Не менее 70% семинарских занятий, согласно проектам типовых программ, должны проводится специалистами, имеющими ученую степень кандидата или доктора медицинских наук.
Кроме того, проектами установлены требования к материально-техническому обеспечению реализации образовательных программ. Так, необходимо наличие тренажеров (симуляторов), комплекта лицензионного и (или) свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства. В учебной аудитории на одного студента должна быть предусмотрена площадь не менее 2,5 кв. м, в помещении необходимо установить видеопроекционную аппаратуру с доступом в интернет.
Корректировки в № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», регламентирующие право Минздрава утверждать типовые программы ДПО для образовательных организаций (в том числе медфакультетов в непрофильных вузах и частных учебных заведений), были утверждены в конце февраля 2025 года. Первую типовую программу регулятор представил в виде проекта приказа в сентябре 2025 года по специальности «акушерство и гинекология», затем было разработано еще несколько проектов программ.
Цель разработанных типовых программ ДПО – получение компетенций, необходимых специалистам для приобретения квалификации и осуществления профессиональной деятельности по обозначенным направлениям.
Специальность «стоматологическое дело» в проекте программы ДПО имеет шестой уровень квалификации, остальные пять – восьмой. Трудоемкость всех программ составит 504 часа очного обучения с возможностью частичного использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В учебном плане каждой программы предусмотрено четыре модуля, в конце которых пройдет промежуточная аттестация, рассчитанная на 2 часа. Ее форму будет определять само учреждение. Аттестация по модулям 1, 2 и 4 должна включать в себя тестовые задания, ситуационные задачи, демонстрацию умений в симулированных и клинических условиях. По третьему модулю предусмотрен отчет о прохождении практики с указанием количества случаев применения каждого умения, выполнения манипуляции.
Первый модуль обучения по типовым программам ДПО посвящен общим вопросам специальности и рассчитан на 108 академических часов для детской стоматологии (из них лекции – 70 часов, семинары – 58 часов), 96 часов для хирургической стоматологии (лекции – 70 часов, семинары – 24), 80 часов для терапевтической стоматологии (лекции – 56 часов, семинары – 22 часа), 98 часов для ортодонтии и ортопедической стоматологии (лекции 62 и 72 часа, семинары – 34 и 24 часа соответственно), а также 102 часа для стоматологического дела (52 часа предусмотрены для лекций, 48 – для семинаров).
Время обучения для второго модуля программ, посвященного частным вопросам специальностей, составит от 246 до 284 часов. Особое внимание будет уделено семинарским занятиям: они рассчитаны на 170 часов для профиля «стоматология детская», 194 часа для «стоматологии хирургической», 204 часа для «стоматологии терапевтической», 162 часа для «ортодонтии», 204 часа для «стоматологии ортопедической» и 166 часов для профиля «стоматологическое дело».
Третьим модулем всех программ, кроме «стоматологического дела», будет практика в объеме от 92 до 110 академических часов. Практика для стоматологических фельдшеров предусмотрена лишь на четвертом модуле и рассчитана на 108 часов, третий модуль этой программы посвящен оказанию медицинской помощи в экстренной форме (42 академических часа).
Последний модуль программ терапевтической, ортопедической, хирургической, детской стоматологии и ортодонтии – «Оказание медицинской помощи в экстренной форме». Его трудоемкость для всех специальностей составит 24 часа, из которых 2 предусмотрено на проведение лекций, а 22 – на семинары.
В конце программ состоится итоговая аттестация, рассчитанная на 6 часов. К ней, согласно проекту, допускаются обучающиеся, успешно прошедшие промежуточные этапы аттестации. Итоговая аттестация будет проводиться в форме экзамена. В него войдет решение тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрация умений в симулированных и клинических условиях. После успешного прохождения итоговой аттестации студенту будет выдан документ о квалификации – диплом о профессиональной переподготовке.
В проектах также представлены оценочные материалы и примеры тестового задания, ситуационных задач и организационно-педагогические условия реализации образовательных программ. Так, программы реализуют работники учреждения и (или) привлекаемые специалисты на иных условиях. Квалификация работников организации, осуществляющих образовательную деятельность, должна отвечать характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном Минздравом в 2011 году. Не менее 70% семинарских занятий, согласно проектам типовых программ, должны проводится специалистами, имеющими ученую степень кандидата или доктора медицинских наук.
Кроме того, проектами установлены требования к материально-техническому обеспечению реализации образовательных программ. Так, необходимо наличие тренажеров (симуляторов), комплекта лицензионного и (или) свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства. В учебной аудитории на одного студента должна быть предусмотрена площадь не менее 2,5 кв. м, в помещении необходимо установить видеопроекционную аппаратуру с доступом в интернет.
Корректировки в № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», регламентирующие право Минздрава утверждать типовые программы ДПО для образовательных организаций (в том числе медфакультетов в непрофильных вузах и частных учебных заведений), были утверждены в конце февраля 2025 года. Первую типовую программу регулятор представил в виде проекта приказа в сентябре 2025 года по специальности «акушерство и гинекология», затем было разработано еще несколько проектов программ.


